"Это любовь": работники гражданской авиации о своей волшебной профессии

В гражданской авиации все немного волшебники, каждый по-своему. Начиная с того, кто каждый день поднимает в небо огромные самолеты, и заканчивая сотрудниками аэродромной службы, от взгляда которых не скроется ни единый сантиметр наледи. Даже в такой богатый на перепады температур декабрь, как этот.

Сегодня, накануне Международного дня гражданской авиации, который отмечается 7 декабря, когда приглашенные в пресс-тур журналисты и операторы начали снимать снегоочистительную технику в аэропорту, выглянуло солнце. Кажется, эти серьезные мужчины за рулем не менее серьезных машин настолько ответственно подошли к делу, что расчистили не только земную поверхность, но заодно и небо — от туч.

Начальник аэродромной службы Эдуард Орехов рассказывает, как аэродромная служба следит за порядком во всем этом летном государстве, как взаимодействует со всеми участниками процесса. Это большой и отлаженный механизм, где каждый четко знает свою задачу и свое поле действия. Аэродром только на взгляд случайного посетителя может показаться несложно устроенным пространством: вот взлетно-посадочная полоса, вот здание аэровокзала, ну что тут неясного? Но сотрудники посвящены в миллион тонкостей. Они знают все про курсовые и глиссадные маяки, светосигнальное оборудование, биоакустические установки, предназначенные для отпугивания птиц. А благодаря специальной системе обнаружения гололедицы на взлетно-посадочной полосе, работники аэродромной службы, находясь в помещении, могут видеть, нуждается она в обработке или нет. В теле полосы расположены датчики, которые реагируют на обледенение.

Но какими бы современными ни были техника и оборудование, главное — люди, и это их профессиональный праздник. Невольно задумываешься — вот бы поговорить с каждым, сколько захватывающих историй удалось бы узнать. Впрочем, те, кто связал свою жизнь с небом, не слишком любят рассказывать о нештатных ситуациях, эксцессах, волнующих моментах; может, из легкого суеверия, а может, просто чтобы фиксировать в памяти только хорошее и таким образом задавать позитивный настрой на будущее.

Денис Цуканов, командир воздушного судна, сидящий за штурвалом самолета "Авроры", рассказывает — в профессии уже больше семи лет, за это время так полюбил ее, что на другом рабочем месте себя уже не представляет. Ситуаций разных было много, и если что-то идет не по плану, говорит пилот, благополучно завершить рейс помогают знания и опыт.

Коллега Дениса, главный пилот АО "Авиашельф" Иван Белоусов, на вопрос, какой день за всю вашу работу был самым экстремальным, отвечает — 31 декабря.

— Я сидел за столом с семьей, готовились к встрече Нового года. И тут мне позвонил начальник и сказал, что нужно делать рейс. Вот это было самое экстремальное, потому что пришлось отменять новогоднее мероприятие и выполнять поставленную задачу, — смеясь, вспоминает Иван.

На Сахалине он работает полгода, а вообще в гражданской авиации уже 10 лет. Пошел по стопам отца. На остров прилетел из Якутии и решил остаться здесь вместе с семьей. Говорит, надоело мерзнуть. На Сахалине климат намного менее беспощадный.

"Авиашельф" в данный момент выполняет рейсы по пяти направлениям: в Зональное, Шахтерск, Ноглики, Советскую Гавань и Александровск-Сахалинский. Планирует выполнять еще по двум: в Менделеево и Смирных. Иван, как и его столь же опытные коллеги, может посадить самолет даже на обычной грунтовой дороге, главное, чтобы она была шириной не меньше 60 метров и длиной 600‑800 метров. Отсутствием идеальных условий для взлета и посадки этих пилотов не смутить. В небольших населенных пунктах нет таких посадочных площадок, как, например, в Южно-Сахалинске, и нет такой инфраструктуры, но рейсы тем не менее совершаются исправно.

О женщинах в гражданской авиации Сах.ком уже рассказывал. Сегодня гостей на аэродроме встречали три бортпроводницы: Марина Пожарницкая, София Пишевец и Кристина Лебедева. Признаются, что у них уже есть ощущение праздника, да и вообще оно не покидает их каждый день, несмотря на непростую, хоть и романтичную работу. А вот знакомого многим ощущения "завтра пятница" у девушек нет, их график слишком гибкий для таких условностей, и в этом они видят плюсы.

— Я по первому образованию учитель истории, три года отработала в школе на пятидневке, — рассказывает Марина. — Такой график, скажем так, надоедает, потому что хочется, чтобы не только выходные у тебя были выходными, но и в будние дни иногда сделать какие-то свои дела. Мечта покорять небо все-таки овладела мной, и я не смогла себе отказать, оставила преподавание. Ведь я с детского садика смотрела в небо, летят самолеты, я кричу: "Самолет, самолет!". Я поняла, что это любовь.

Когда подружка позвала на кастинг бортпроводников, Марина решила попробовать — и все получилось. Образование получала на Сахалине, потом на остров приезжали специалисты из Артема и давали знания, потом проходила дополнительную подготовку в Корее. Уже девятый год с небом на ты. Говорит, из максимально необычного — только турбулентность, остальное уже привычно. Но маленьких сюрпризов все же много: дети дарят рисунки, взрослые пишут благодарности, часто говорят теплые слова, иногда дарят подарки. А бывает, что в небе соединяются судьбы и образуются пары.

— Самое важное в моей профессии — выглядеть красиво и дарить людям доброту и заботу, — улыбается Марина.

Стереотип про стюардесс — что это работа только для девушек — уже давно в прошлом, говорит коллега Марины, Кристины и Софии Алексей Чагин. Из 60 человек в его отделении 13 — мужчины-бортпроводники.

Путь Алексея в авиацию был долгим. Сначала работал водителем в аэропорту, потом в службе авиационной безопасности, а потом попал в службу бортпроводников. В детстве мечтал быть пилотом. Не случилось, но от мечты о небе отказываться не стал. Прошел обучение — и теперь каждую неделю от 15 до 20 часов проводит над облаками. Бывало всякое, приходилось и оказывать медицинскую помощь пассажирам, и утихомиривать дебоширов.

— А самые позитивные ситуации — это когда летают дети, и они подходят к тебе, с уважением, с радостью в глазах смотрят на тебя так, как не посмотрит ни один взрослый человек. Учитывая такие моменты, работа все больше начинает восхищать, подпитывает положительными эмоциями, — говорит Алексей.

Он намерен летать, пока позволяет здоровье. Примерно после десяти лет полетов бортпроводники имеют возможность уйти на заслуженный отдых, но многие "налетавшие" себе пенсию работают и после, потому что, как сказала Марина Пожарницкая, это любовь. И наземная, и надземная.

Источник