Грязь, ржавчина и отсутствие безнала: как «похорошели» автобусы Владивостока после повышения стоимости проезда

Без терминалов безналичной оплаты, зато с грязью, ржавчиной, граффити и ободранными сиденьями – старые автобусы Владивостока не соответствуют новым ценам. Корреспондент VL.ru проверил более десятка маршрутов общественного транспорта сразу после повышения стоимости проезда до 28 рублей. Один автобус сломался на глазах журналиста, другой – нарушал ПДД, в некоторых водители просили перевести деньги за проезд на карту.

«Семеновская»

Свое путешествие по городским маршрутам общественного транспорта корреспондент VL.ru начал с остановки «Семеновская». Крупный транспортный узел Владивостока – конечная остановка для 15 маршрутов. И приличнее всего здесь выглядят автобусы № 38 (Семеновская – фуникулер – Толстого). Одинаковые небольшие свежие «ГАЗели» стоят в ряд, ожидая пассажиров: один автобус уезжает – и на его место сразу же подъезжает другой. Салоны современные, чистые. Водитель родом из Средней Азии доводит свою ласточку до совершенства: тряпочкой тщательно протирает стекло. На вопросы корреспондента реагирует дружелюбно, с улыбкой.

«Автобусы эти уже три-четыре года работают, – рассказывает водитель. – Проезд сейчас увеличили, но люди не дают 28 рублей. Мы еще не готовы… Одна женщина вообще 10 рублей дала. А что я скажу? Бог нам даст». Возможности расплатиться безналом в автобусах № 38 нет. Говорят, терминалы уже в наличии, их вот-вот установят.

Куда хуже выглядят другие распространенные маршруты: № 23 (Семеновская – Енисейская – автовокзал) и 41 (Семеновская – Чкалова). Здесь свежесть автобуса зависит от случая: попадаются как машины двух- и трехлетней давности, так и агрегаты, чей возраст насчитывает больше 10 лет. Краска слазит, обнажая ржавый кузов, «рыжеют» и другие металлические части автобуса. Пластиковые чехлы на сиденьях порядочно истрепались.

Автобус № 28 (Семеновская – бухта Емар) также попал в число самых потрепанных. Много ржавых деталей, ободранная краска, отваливающийся бампер, даже список остановок с номером автобуса, наклеенный на борт, потрепало время. Из-за этого с маршрута «пропали» две остановки: 13-й и 14-й километр.

Корреспондент VL.ru застал на остановке и автобус № 68 (Семеновская – ТЦ «Приморье»): грязный, разбитый, с ободранной краской. Однако зайти внутрь так и не удалось: древняя машина стремительно уехала прочь, дребезжа всеми своими составными частями.

Ни одного работающего терминала безналичной оплаты на «Семеновской» корреспондент VL.ru не обнаружил. Причем в каждом автобусе водители (преимущественно мигранты) говорят одно и то же: что чудо-техника имеется и скоро будет установлена – порой даже показывают запечатанные картонные коробки.

Маршрутные такси выглядели куда приличнее больших автобусов: в основном они свежие, чистые. Встречаются и новенькие «ГАЗели», и даже «Мерседесы». Неприятным исключением стала маршрутка № 19 (Семеновская – Хабаровская) – микроавтобус Hyundai Grace, которому уже около 20 лет: разбитая ржавая машина с протертым полом и древними сиденьями. За баранкой – русский водитель, пенсионер Виктор Лобов. Мужчина старается что-то сделать для машины своими руками: недавно сшил плотные фиолетовые чехлы, чтобы пассажирам было приятнее. Говорит, администрация города не выделяет денег на новую машину – маршрут-то муниципальный. Автобус ходит с Первой Речки до Семеновской, останавливаясь на небольших остановках и собирая в основном пожилых людей и школьников. Автобус на маршруте всего один.

«Надо обслуживать, колеса покупать, масло менять, и у меня на руках остается 18 тысяч рублей [в месяц], – жалуется Виктор. – Фирме невыгодно покупать новый автобус. Утром-вечером людей много, а днем их нет. Народ жалуется, что не дают хорошие автобусы – а кто же вам даст за такие деньги? Грозят, что пожалуются, но тогда меня не будет – и пенсионеры пойдут пешком. Я раньше работал на больших автобусах, но их все сейчас заняли мигранты из Узбекистана и Таджикистана. Там, конечно, и водители получают 30-40 тысяч рублей, и деньги есть на новые автобусы». В итоге Виктор уезжает всего с двумя пассажирами на борту, а корреспондент VL.ru перемещается на другую крупную остановку общественного транспорта.

«Железнодорожный вокзал»

Самые распространенные и популярные городские маршруты на «Железнодорожном вокзале» Владивостока – № 7т (ж/д вокзал – Баляева), 31 (бухта Тихая – ж/д вокзал) и 49 (ж/д вокзал – Вилкова – Окатовая). Причем последний особенно примечателен. На маршруте № 49 первыми взвинтили цену на проезд еще за день до официального повышения – эти автобусы корреспондент VL.ru решил проверить особенно тщательно, и здесь было чему удивиться.

Первый автобус № 49 оказался сломанным – сначала машина около 10 минут просто стояла на остановке с закрытыми дверями, и никто из пассажиров не знал, что происходит. Потом двери распахнулись – и внутри открылась совершенно нелицеприятная картина: рваные сиденья, протертый пол, граффити на стенках, ржавые детали. Видимо, железная начинка машины такая же неприглядная: водитель обратился к людям со словами, что автобус не поедет, потому что сломался.

После этого другой 49-й появился довольно быстро и экстравагантно: прямо с дороги водитель-мигрант заехал на остановку задним ходом, перегородив выезд другим машинам и чуть не задавив прохожего, – корреспондент VL.ru успел это зафиксировать на видео.

На маршруте № 49 не оказалось ни одного работающего терминала, а вот на № 7т все автобусы были ими оснащены. Эти машины в принципе выглядели посвежее: одним по 2-3 года, другие раза в два старше. Есть и совсем «ветераны» с 15-летним стажем, но их немного. Еще один приятный момент – автобусов № 7т очень много, они выстраиваются в очередь друг за другом и ходят с маленьким интервалом.

Также на остановке стояло несколько междугородних автобусов – здесь повышения цены пока не было. Например, автобус № 112 как ездил за 35 рублей, так и ездит дальше.

Осмотр корреспондент VL.ru решил завершить поездкой на автобусе № 31: новая чистая машина с мигрантом за рулем ехала аккуратно. К удивлению, автобус не устраивал гонки с конкурентами и не стоял на остановках по 10 минут. Кондиционер не работал, но и потребности в нем не было, пассажиров обдувало из приоткрытых окон. Все встало на свои места к концу поездки: в автобусе не оказалось терминала, и водитель предложил перевести 28 рублей ему на карту по номеру телефона.

«Площадь Луговая»

Сначала корреспондент VL.ru прошелся вдоль муниципальных желтых автобусов MAN, курсирующих по маршрутам № 98д и 98ц (Луговая – Снеговая Падь – площадь Борцов Революции – Луговая и обратно). Тут все прилично: ржавчины нет, сиденья целые, кондиционеры работают, терминалы безналичной оплаты – тоже. Вот только забавно смотрится неработающий кэшбокс, обмотанный скотчем: в 2015 году аппараты установили в 14 автобусах, но они почему-то не прижились. В целом убранство автобусов немного потрепано временем: текст на табличках стерся, наклейки знака для инвалидов содраны. Но это все же лучше, чем в большинстве других автобусов.

Любопытным показался автобус маршрута № 3 (Луговая – 6-й километр) с объявлением на стекле: «Уважаемые пассажиры! Безналичный расчет не работает. С уважением, ваш водитель». В разговоре с корреспондентом мужчина пояснил, что месяц назад терминал еще стоял, но потом его забрали. «Нет безнала, начальство забрало, – сказал он. – Я обыкновенный водитель – мне дадут, я буду работать. Заберут – что я могу сделать? Написал, потому что люди заходят с картами. Налички нет у них и что делать? Поэтому я написал, чтобы предупредить».

На другой стороне площади Луговой взгляд сразу приковал автобус № 90 (Луговая – площадь Борцов Революции). Водитель настежь открыл заднюю часть автобуса (по сути – двери багажника), и пассажиры прямо так запрыгивали в автобус. Объяснить причины происходящего мужчина восточной внешности так и не смог. Сами автобусы маршрута № 90 выглядели довольно прилично: небольшие, свеженькие «ГАЗели», все – без терминалов оплаты. Маршрутки № 18 (Луговая – Шепеткова – Ладыгина) тоже выглядят неплохо.

А вот приз за самый отвратительный внешний вид смело может получить автобус № 54 (Луговая – Баляева – Первая Речка – Луговая). Когда-то давно его обклеили рекламой, и с того времени прошло лет пять – баннер серьезно истрепался, местами порван. Кузов ржавый, грязный, краска ободрана. Внутри автобуса тоже очень грязно и неприятно, только тканевые чехлы на сиденьях выглядят не отталкивающе.

После корреспондент VL.ru отправился обратно в центр. Сначала на маршруте № 90 – тонировочная пленка на окнах в автобусе была ободрана, также салон не отличался чистотой. На просьбу расплатиться безналом водитель ответил, что можно перевести деньги на карту – в итоге Рауф Махмудович получил свои 28 рублей. Надо отметить, что перевод – это не только неудобно, но и менее прозрачно. По сути деньги уходят сразу в карман водителю, и он может не сообщать начальнику о прибыли, также деньги не облагаются налогом.

Затем корреспондент пересел на автобус № 55 (3-я Рабочая – площадь Борцов Революции – Диомид – 3-я Рабочая), оснащенный терминалом безналичной оплаты. Поездка в нем оказалась приятной, салон выглядел относительно чистым и современным. А терминал, сработав со второго раза, отправил владельцу честно заработанные деньги.

Напомним, стоимость проезда в общественном транспорте Владивостока изменилась с 30 сентября. Теперь цена одной поездки в автобусе составляет 28 вместо 23 рублей, в троллейбусе и трамвае – 20 вместо 16 рублей, на фуникулере – 20 вместо 14 рублей. Как ранее сообщали в мэрии, рост тарифа сразу на 5 рублей, 4 рубля и 6 рублей соответственно объясняется ростом цен на топливо и запчасти, другие хозяйственные нужды, а также необходимостью обновления парка общественного транспорта. На что могут пойти пять рублей, на которые подорожал проезд, вычислял VL.ru.

Анастасия Ярошенко

Источник