Как журналисты искали «солнечный» метеорит, а нашли тайную пещеру епископа Афанасия

Местом очередного вояжа журналистов, работающих над проектом «ИП. Тайны Бурятии» стал Тарбагатайский район. А позвала нас в дорогу весьма интересная информация о том, что именно там рухнул загадочный небесный странник – метеорит-хондрит, который еще иногда называют «солнечным».

«Солнечными» хондриты называют потому, что по своей структуре эти метеориты почти полностью повторяют химический состав Солнца (за исключением газов). Ученые считают, что хондриты образовались из протопланетного облака и космической пыли, окружавших Солнце 4,5 млрд лет назад. Сколько миллионов (или миллиардов) лет кружился по Вселенной «солнечный» метеорит, неизвестно. Но факт то, что в конце концов он упал на Землю, аккурат в Тарбагатае.

Официальным свидетельством тому является справка метеоритной коллекции Российской академии наук (РАН), где указаны не только вес и тип небесного странника, но и координаты находки – Тарбагатайский район, Бурятия. Поэтому-то хондрит и значится в коллекции РАН как метеорит «Тарбагатай». И, по всей видимости, тот камень, который сейчас хранится в метеоритной коллекции, был не одинок. Ведь он весит всего 300 граммов! Не исключено, что хондрит раскололся от удара и остальные осколки по-прежнему лежат где-то близ Тарбагатая. Вот их-то мы и решили разыскать.

Однако, как это часто бывает, когда ищут одно, находят другое. Так случилось и у нас. Экспедиция по Тарбагатайскому району привела нас не только в «метеоритную долину», но и в горные кряжи Жарчихи, где нашему взору открылась тайная пещера епископа Афанасия. Побывали мы и на загадочной стоянке древних людей, где удалось найти свидетельства того, что некогда тут располагался целый «город плиточников» - с кузницами и мастерской по изготовлению керамики. Именно там и была обнаружена леденящая душу находка, которая заставила прекратить поиски в той местности. Но об этом позже…

Где же метеорит?

Однако начнем с метеорита. Вопрос в том, где именно рухнул хондрит. Вот тут-то нам и пришел на помощь энтузиаст-краевед Владимир Черных, сотрудник Бурятского института природопользования, член БРО Русского географического общества (РГО). К поискам артефактов Владимир подходит обстоятельно и, как говорится, с научной точки зрения. А еще он уроженец Тарбагатайского района, который знает местность как свои пять пальцев. С ним-то мы и отправились на поиски загадочного хондрита.

- Сведений о метеорите, упавшем в Тарбагатайском районе, очень мало. Известно только то, что найден он был в 1912 году и передан в Академию наук, - рассказал Владимир Черных. – Координаты находки указаны приблизительно.

Неизвестны обстоятельства, при которых местные сельчане нашли странный камень с неба. Непонятно и то, чем же хондрит так их заинтересовал, что они передали его ученым, а не просто отбросили в сторону. Не исключено, что какая-то особенность у «небесного посланца» была, что давало нам надежду на благоприятный исход поисков.

Затаился в овраге

Как уже говорилось, точных координат места, где был обнаружен метеорит, нет. Однако нашему проводнику при помощи «сетки» аэрокосмической съемки удалось сузить круг поисков.

- Место находится за селом Бурнашево. Там есть овраги, где предположительно могут находиться остальные осколки метеорита, - сообщил нам Владимир Черных.

Опыт прошлых экспедиций говорил о том, что идея верная. Интересные находки действительно обычно находят на берегах ручьев и рек, в оврагах и на осыпавшихся склонах гор. Дело в том, что ручьи и тающий снег обычно «стаскивают» туда самые различные артефакты - кости доисторических животных, древнее оружие, старинную утварь.

Оврагов за Бурнашево оказалось много. Даже очень. Те, что нам нужны, отыскали при помощи навигатора. Да только вот поиск оказался не таким уж простым делом. Искать небольшие по размеру осколки «небесного странника» в густой и высокой траве (к тому же кишевшей клещами) было занятием еще тем! Не помогали ни подсказки GPS, ни тщательное прочесывание оврагов вдоль и поперек. На глаза попадались лишь обломки песчаника, гранитные осколки да что-то похожее на древнюю керамику.

Поиски явно затягивались. Уже были осмотрены не только овраги, но и склоны сопок, мы прошли по пересохшему руслу ручья до самого таежного массива. Хондрита не было!

Еще раз сверяем координаты поиска. Вроде все верно – находимся мы именно в том квадрате, где упал метеорит. Не исключено, что при ударе о землю хондрит раскололся на множество обломков, которые рассеяны на большой территории. А это значит, что осколки могут быть маленькими.

С каждым часом становилось ясно, что с наскока вопрос не решить. Чтобы обеспечить масштабный поиск, требуются спецоборудование и немалое число людей. Ну и самое главное – время, которого у нас было не так много. Ведь нам предстояло пройтись и по некоторым другим достопримечательностям района. Поэтому мы с сожалением покинули «метеоритную долину». Но, как надеемся, ненадолго. Сюда надо обязательно вернуться и разгадать тайну тарбагатайского метеорита. Так что мы держим эту историю на контроле.

Метеориты на Бурятию падали не единожды. Так, например, известно об Уакитском метеорите, который был найден летом 2016 года в Баунтовском районе. Однако тот метеорит почти полностью был железным. Что самое интересное, в нем были обнаружены гранулы неизвестного науке вещества, оказавшегося почти таким же твердым, как алмаз. Этот внеземной минерал так и назвали - уакитит.

Тайная пещера епископа

Уверены, что почти каждый, кто бывал на знаменитой «горе Лев» («Омулевке»), обращал внимание на причудливые каменные останцы на противоположной стороне дороги. А вот что находится за ними? А там, как выяснилось, хранится еще одна тайна Тарбагатая.

- Это местность Жарчиха. Она отличается не только удивительной красотой, но и тем, что там находится тайная пещера Афанасия, - объяснил Владимир Черных. – Та самая, где епископ спрятал от большевиков церковное имущество - иконы, книги и утварь.

Афанасий (1877 - 1938) - старообрядческий епископ Иркутско-Амурский и всего Дальнего Востока. В годы репрессий был арестован, подвергнут пыткам и расстрелян. В 2003 году причислен к лику святых Русской православной старообрядческой церкви.

Здесь стоит немного остановиться на удивительной и трагичной судьбе епископа Афанасия (в миру он был известен как Амвросий Федотов). Обычный тарбагатайский крестьянин, увлекшийся чтением, оказался «жаден» до духовных знаний. Он мог часами зачитываться древними книгами и полемизировать о церкви и вере. Федотов создал воскресную школу, обучал старообрядцев уставу, церковному чтению и знаменному пению. В 1929 году по просьбе верующих Амвросий Федотов был рукоположен в епископа Иркутско-Амурского под именем Афанасий. Однако в тот момент по стране прокатилась волна репрессий. Многие из священников были арестованы. Епископ Афанасий, понимая неизбежность ареста, решил спасти церковное имущество.

То, что сумел сделать уже пожилой к тому времени человек, просто уму непостижимо. Вместе с братом он тайно, по ночам, вывез все (!) имущество церкви в глухой горный распадок в 15 км от Тарбагатая. Позже, в 1950-е годы, когда охотники случайно нашли тайник и церковное имущество, для того, чтобы вывезти ценности, потребовалось две грузовые машины!

Свой тайник епископ оборудовал в небольшой пещере под нависшим камнем, почти на самой вершине сопки. К ней-то мы и направились.

Отметим, что место для тайника на одном из горных кряжей Жарчихи было выбрано епископом не зря. Без помощи нашего проводника добраться до тайной пещеры было трудно. Лесная дорога то петляла через заброшенный поселок геологов, то выводила нас в непроходимую чащу.

Подъем на вершину оказался тоже непростым – приходилось взбираться по щебенке, лавируя между огромными валунами. Как уж нес сюда епископ на руках книги и иконы, лично для нас осталось загадкой. Наконец, деревья расступились, и мы увидели большую березу (наверное, единственную в этом сосновом бору). А рядом с ней – огромный деревянный крест… Дошли!

О том, как выглядит тайник епископа Афанасия и что заставило нас прекратить экспедицию возле деревни Десятниково, где была обнаружена страшная находка, мы расскажем в следующий раз.