«Ковид» больно ударил по экспорту и импорту Дальнего Востока — товарооборот снизился на 22%

Несмотря на пандемию триумвират стран, с которым активно сотрудничает бизнес российского Дальнего Востока, остался прежним — Китай, Южная Корея и Япония. На долю этих государств приходится более 80% товарооборота с регионами ДФО. С начала года из-за распространения коронавируса и закрытых границ сократился как импорт, так и экспорт, зато отчисления в бюджет выросли, чему способствовал рост курса иностранной валюты. Как изменилась работа Дальневосточной таможни в новых условиях, рассказали в ДВТУ в четверг, 22 октября.

Экспорт «просел» больше, чем импорт

По словам и. о. начальника Дальневосточного таможенного управления Сергея Панкратова, более 15 тысяч российских компаний в этом году провозили свои товары в обе стороны через дальневосточные таможенные просты. Из них 4858 местные, дальневосточные. Несмотря на пандемию и уход с рынка ряда субъектов бизнеса, их места пустуют. ДВТУ фиксирует увеличение количества участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) почти на 10%. Хотя данные как раз относятся к импортерам и экспортерам с российской пропиской в целом.

На экспорт, как и прежде, идёт рыба, древесина, руды, шлак, летательные аппараты. В общей сложности за границу вывезли товаров на $5,19 млрд. Специалисты таможенной службы наблюдают падение финансовых оборотов почти в два раза по сравнению с прошлым годом. Физический объём экспорта сократился в 2,7 раза — с 29,3 до 10,95 млн тонн.

Основа импорта на Дальний Восток - машино- и электрическое оборудование, транспортные средства, металлы, продукция химической промышленности. Примечательно, что по этой статье, с одной стороны, фиксируют небольшой рост — объём ввозимых в страну товаров увеличился на 2,9% (с 5,18 до 5,34 млн тонн). Однако их общая стоимость в $15,07 млрд оказалась ниже прошлогодних показателей почти на 6%.

В итоге общий товарооборот через таможни на Дальнем Востоке, составив $20,26 млрд, снизившись почти на 22%. А вот грузооборот сократился значительно больше — в 2,1 раза (с 34,48 до 16,29 млн тонн). Таким образом, дальневосточная таможня обрабатывает ежедневно объем грузов, сопоставимый с 1070 железнодорожными вагонами.

Как сказал Сергей Панкратов, благодаря работе ДВТУ в федеральный бюджет перечислено почти 300 млрд рублей. В прошлом году за тот же период, то есть с января по сентября, было 275 млрд. Тут же руководитель таможни заметил, что ранее курс доллара к рублю составлял 1 к 65, а сегодня уже 1 к 77 рублям, отсюда и рост отчислений.

Организованные группы и «помогайки»

Начальник Дальневосточной оперативной таможни Евгений Бавин рассказал, что основное внимание сейчас на борьбу с контрабандой, которую осуществляют преступные группы. Именно они приносят наибольший урон бюджету. В этом году было выявлено 58 таких преступлений — в три раза больше, чем в прошлом. Возбуждено четыре уголовных дела. Традиционно нарушали закон, вывозя лесоматериалы, водные-биологические ресурсы и уклоняясь от полной уплаты пошлин. В общей сложности сумма нарушений со стороны преступных групп составила более 140 млн рублей.

Одним из самых резонансных дел в ДВТУ, как рассказали в ведомстве, стало противодействие вывозу распиленной подводной лодки.

В число контрабандистов-нарушителей в 2020 году записали и тех самых «помогаек», точнее организаторов такого бизнеса. На них заведено семь уголовных дел. По части дел с прошлого года в 2020-м вынесены приговоры.

Таможни реорганизовали и оцифровали

«Сегодня мы подходим к завершению Стратегии - 2020. Три года ФТС переходила на новую схему работы, теперь только в 16 таможнях возможно подать электронную декларацию», - отметил Сергей Панкратов.

Два взаимосвязанных события повлияли на работу дальневосточной таможни. С одной стороны — реорганизация четырёх таможен Дальнего Востока. Теперь Камчатская, Магаданская и Чукотские таможни присоединены к Сахалинской службе. Посты Амурской области, Республики Саха (Якутии), Еврейской автономной области теперь относятся к Службе Хабаровской таможни. Физически все товары по-прежнему будут досматривать на существующих постах, их количество не сократили. Однако декларации теперь необходимо подавать исключительно через центры электронного декларирования Владивостокской и Дальневосточной электронной таможен.

С другой стороны — теперь около 73 % деклараций на товары, поданные в таможенные органы региона обрабатывают и регистрируют на Владивостокском таможенном посту (Центре электронного декларирования). Только в сентябре 2020 года в регионе решение о регистрации принято по 36 089 декларациям на товары. Как заметил начальник Дальневосточной электронной таможни Александр Сафронов, уже в октябре перевыполнен план по платежам. Их общая сумма составила 1,5 млрд рублей.

По словам Сергея Панкратова, в Центре электронного декларирования обрабатывают 1071 в день. Доля деклараций, зарегистрированных в автоматическом режиме, без участия инспектора, составила 79,4%. Безрисковые, то есть простые декларации, электронная таможня выпускает за час и одну минуту. Рисковые — за 22 часа.

Владивостокский таможенный пост работает с водным видом транспорта. Дальневосточная электронная таможня обрабатывает грузы, поступившие всеми остальными видами транспорта.

Другой вопрос, что с 1 июля все транспортные средства и самоходные машины, которые ввозят юрлица и индивидуальные предприниматели, проходят электронное декларирование в Москве на таможенном посту Центральной акцизной таможни. При этом автомобили могут находиться, например, во Владивостоке. Здесь их администрируют с точки зрения фактического контроля. Поток японских и корейских подержанных автомобилей, которые завозят обычные граждане, по сей день стабилен, и кнопка ГЛОНАСС, по наблюдениям таможенников, его не остановила.

Круглосуточно не получается

Поток туристов — из Китая в Россию и в обратном направлении — через границу на Дальнем Востоке иссяк, их попросту не пускают из-за пандемии. В итоге таможенная служба перебросила специалистов, занимавшихся пропуском физлиц, на приём грузов. На этом направлении рабочие руки оказались как нельзя кстати. Все основные пункты таможенного досмотра в Приморье и Бурятии (Кяхта) открыты даже сейчас. Но вот добиться 24-х часовой работы пока не удалось. Таможенные пункты на территории России по причине своей необустроенности пока не готовы к круглосуточному графику. Состояние таможенных постов по сравнению с китайской стороной — далеко не в нашу пользу.

В некоторых пунктах пропуска рабочий день увеличили до 12 часов, например, в Краскино, а рабочую неделю — до 7 дней. Хотя таможенники не скрывают тот факт, что очереди на пунктах пропуска остаются. В то же время количество большегрузов, которые направляются в Китай и обратно, по сравнению с прошлым годом уменьшилось в 1,5-2 раза. Так, если через Пограничный в 2019 году ежедневно следовали 120 грузовых автомобилей, то в 2020-м их стало в среднем 78.

Как заметил Сергей Панкратов, пока не удалось добиться реконструкции приграничных таможенных постов в Приморье. Они значительно отличаются от пунктов пропуска сопредельного государства. Сегодня можно сказать о начавшейся плановой реконструкции таможенного перехода в Марково. Все вопросы о возможном ремонте других таможенных постов представители таможни попросили адресовать в Госгранстрой и Министерство транспорта РФ.

Перевозки воздушным транспортом пассажиров и грузов из-за границы теперь также редкость. Сергей Панкратов посетовал, что ранее только во Владивосток из-за рубежа прилетало 20 рейсов в день, а сегодня лишь пять в месяц, и то в Благовещенск из Узбекистана. Объясняется все просто: границы закрыты из-за пандемии, а строители из азиатской республики прилетают на строительство газоперерабатывающего завода в Амурской области.

Дальневосточная таможня констатирует, что в период пандемии на 34% сократился объём товаров, помещенных под специализированный режим Свободного порта Владивостока (пресловутые ПЗТК). Во многом вопрос заинтересованности резидентов СПВ упирается и в количестве зон свободного таможенного контроля (их всего 24), и в стоимость для резидентов, а это многие миллионы рублей.

Яна Мальцева

Источник