"Красивый, плохой, злой": юридическая драма и человеческое зверство

Даже не знаем, что было неожиданней для современного проката — то, что запущен в производство очередной фильм про одного из самых жутких маньяков в современной истории Теда Банди, или то, что его играет сладкий до приторности Зак Эфрон, или все-таки то, что в режиссёрском кресле Джо Берлингер. Наверное, все-таки, последнее. Берлингер состоялся именно как документалист. Впрочем, у него было несколько художественных фильмов, в том числе "Ведьма из Блэр 2: Книга теней", которая как сиквел, естественно, провалилась с оглушительным треском, но если расценивать этот фильм как самостоятельное произведение, то это вполне неплохой триллер. Что же до документалистики, то Берлингеру успех и номинацию на Оскар принесла трилогия "Потерянный рай", посвященная "троице из Мемфиса", которая обвинялась в жутких убийствах детей. Это и есть специализация режиссёра — нашумевшие убийства, громкие расследования. Особняком среди этого всего держится Metallica: Some Kind of Monster 2004 года, и к "Метле" мы еще вернемся, а пока попытаемся разобраться, что подвигло Джо Берлингера после вполне удачных "Записей Теда Банди" создать еще и художественную их версию.

Наверное, это то кино, на которое нужно ходить, не особенно вдаваясь в предысторию, реальные факты и так далее. Правда, не знаю, как это возможно с растиражированным, чуть ли не нарицательным именем Теда Банди. Две трети фильма прошли под недоумение, граничащее с возмущением. Ибо завязка и кульминация происходят как вполне себе криминально-судейская драма в сеттинге 70-х. Копы (тут машем ручкой персонажу Джеймса Хетфилда, который появляется в кадре один раз и на половину минуты), суровые прокуроры и шерифы охотятся на обаяшку в исполнении Зака Эфрона, а он вообще не такой — любящий семьянин, хороший друг и способный студент юридического факультета. И он весь такой остроумный и легко выходит из перипетий сюжета. Этакая скучная и несмешная версия фильма "Я люблю тебя, Филлип Моррис" (была такая криминальная трагикомедия 2008 года с Джимом Керри, тоже основанная на реальных событиях). И когда уже тот зритель, который вечера коротает под чтение сайтов типа truecrime, готов взорваться: "алле, создатели фильма! Это же самый жуткий и свирепый убийца женщин своего времени! Светила криминалистики 70-х выпадали в осадок и в ступор от его преступлений. А вы повествуете о нем, будто это мелкий аферист", те самые создатели дарят мощный, эмоциональный, обескураживающий, выворачивающий наизнанку зрителя финал. И, казалось бы, он должен нивелировать все предыдущие огрехи фильма, но все равно есть чувство, будто тебя обманули. К чему было это длительное томление в две трети фильма?

Отчасти столь сильная концовка обязана актерской игре, как ни странно, Лили Коллинз. Да, ее персонаж второстепенный, но именно глазами Лиз Кэндалл, "главной любви" Банди, мы видим эту историю. Сначала сумбур, много вопросов и неопределенность, а затем осознание и катарсис. Все это Коллинз сыграла крайне убедительно. Эфрон тоже смотрелся весьма достойно в кадре. Хотя, опять же, больше половины фильма он находился в привычном ему амплуа героя-любовника, но полностью раскрылся в сцене зачитывания приговора и в своеобразном признании одним словом по стеклу. Неплоха и Кая Скоделарио в роли Кэрол Энн Бун — хорошо проиллюстрировала своей актерской игрой данный психотип женщин.

Тот случай, когда режиссёру огромный опыт в документальном кино и помог, и одновременно нет — немного сместились акценты этой истории и, к сожалению, немного не туда. А задел был — если не на шедевр, то на один из видных фильмов жанра. Но, повторюсь, фильм все-таки впечатляет, шокирует и дает пищу для размышлений. 8/10

Источник