Мост в Седкыркещ: кто и когда говорил о понтонной переправе в сыктывкарский поселок и почему ее до сих пор нет

Мост в Седкыркещ: кто и когда говорил о понтонной переправе в сыктывкарский поселок и почему ее до сих пор нет

Почти каждый мэр столицы Коми за последние два десятка лет начинал решать проблему с переправой в Седкыркещ, но добиться успеха в этом деле не удалось никому: понтонного моста нет, дноуглубительные работы проводятся редко, а теплоход и паром время от времени садятся на мель. При этом некоторые местные жители уверены, что мост для поселка покупали уже несколько раз, но их отправили в сысольское Заозерье, в Ижму и в сыктывкарское Заречье. История моста, который должен связать Алешино и Седкыркещ, — в таймлайне БНК.

10 июля 2001 года

В результате бытового пожара в поселке Сердкыркещ сгорели дотла три 12-квартирных жилых дома. Без жилья остались 47 семей (149 человек), они вынуждены были расположиться в поселковой школе, здании администрации, летних кухнях и доме быта. Последствия не были бы настолько серьезными, если бы с заречным поселком было транспортное сообщение по мосту.

2002 год

После пожара начальник ГО и ЧС по Сыктывкару Николай Мазур поднял вопрос о приобретении понтонного моста, который бы позволил оперативно перебрасывать в поселок спасателей, оборудование и транспорт. Паром с этой задачей не справится, так как плывет достаточно долго. По словам бывшего депутата совета Сыктывкара Виктора Торлопова, тогда в администрации менялась власть (в 2002 году мэрами успели побывать Евгений Борисов, Анатолий Чуткин и Сергей Катунин), и этот вопрос ушел из повседневной повестки.

6 декабря 2004 года

На совещании в администрации Сыктывкара по бюджету на 2005 год мэр Сергей Катунин рассказал, что планируется построить понтонный мост, который свяжет поселок Седкыркещ с большой землей. По его словам, на сооружение предусмотрено около 3 млн рублей.

16 августа 2005 года

Сергей Катунин заявил, что осенью 2005 года между двумя берегами реки Вычегды в районе местечка Алешино появится понтонный мост.

По его словам, договоренность между городской администрацией и подрядчиками уже достигнута, и деньги на его установку выделены. Таким образом, жители поселков Седкыркещ, Трехозерк, Сейта и Озел получат постоянную связь со столицей республики.

16 августа 2016 года

В Сыктывкаре состоялось обсуждение программы развития города на следующие пять лет. Жители Седкыркеща пожаловались, что река мелеет, и парому плавать все сложнее.

— Жителям и гостям нашего поселка необходим понтонный мост. Даже горожане жалуются, что сложно добраться, ведь у нас чудесная природа: ягоды и грибы, — заметила жительница поселка Светлана.

Министр промышленности, транспорта и энергетики Коми Николай Герасимов назвал существующую паромную переправу одной из лучших в республике. Он сказал, что «сейчас нет возможности поставить понтон», и добавил, что если появится мост — не будет грибов.

Временно исполняющий обязанности главы Коми Сергей Гапликов обещал мост все же наладить, но со временем. По его мнению, печорский судоремонтный завод обладает необходимыми мощностями для постройки понтонных мостов, и в скором времени республика сможет ставить мосты собственного производства.

Мост в Седкыркещ: кто и когда говорил о понтонной переправе в сыктывкарский поселок и почему ее до сих пор нет

17 января 2017 года

На общегородской планерке исполняющий обязанности мэра столицы Коми Владимир Голдин сказал, что власти Сыктывкара смогут сократить расходы на речные перевозки в Седкыркещ за счет установки понтонного моста.

Руководитель «Жилкомсервиса» Дмитрий Муллаянов рассказал, что после переговоров с компанией, которая поставила мост для Заречья, стало понятно, что конструкция обойдется в 120-150 млн рублей.

— Если сейчас начнем работать в этом направлении, то весной следующего года мост можно будет установить, — добавил он.

Владимир Голдин заявил, что покупка и установка моста в Седкыркещ еще находится на стадии обсуждения. Рассматриваются разные поставщики, разный метраж и ширина моста. Так, некоторые настаивают на необходимости покупки двухполосного моста, тогда как сам он считает, что однополосного будет достаточно. От этих параметров сильно зависит цена будущей конструкции. По примерным расчетам, если город приобретет мост (это будет кредит или лизинг, так как деньги в бюджете не заложены), то он окупится через пять-шесть лет. Средства, которые обычно шли на организацию речных перевозок, перенаправят на погашение займа.

Мэр уточнил, что эта идея активно обсуждается на уроне правительства республики, проект взвешивается и просчитывается.

— Если мне скажут, что мост в Седкыркещ построить невозможно, я поспорю, — заключил Владимир Голдин. — Я не Обещалкин. Точные данные о том, будет ли установлен мост, сколько он будет стоить, когда появится, я сказать не могу. Ждем расчетов. Более точно говорить об этом можно будет после 15 марта [дня выборов мэра Сыктывкара].

25 апреля 2017 года

После планерки в администрации города мэр Валерий Козлов заявил, что понтонный мост в местечке Алешино обойдется городскому бюджету в 200 млн рублей. Но таких средств у муниципалитета нет.

— Понтонный мост — это будущее. Это то, что нам действительно необходимо. Вопрос стоит перед нами, а также мы планируем поставить его перед правительством республики, — сказал он.

Никаких сроков установки моста в Алешино в администрации города не назвали.

28 июля 2017 года

В комитете Государственного совета Коми по бюджету, налогам и экономической политике состоялось совещание по вопросу организации пассажирских перевозок через реку Вычегду в местечке Алешино для жителей села Озел и деревни Сейты Сыктывдинского района. Депутаты рекомендовали правительству республики рассмотреть возможность строительства понтонного моста.

Мост в Седкыркещ: кто и когда говорил о понтонной переправе в сыктывкарский поселок и почему ее до сих пор нет

23 августа 2018 года

«Усть-Сысольск» выехал со стороны Сыктывкара в 17:10, однако жители Седкыркеща смогли добраться до дома только три часа спустя — теплоход сел на мель. В тот же день посреди реки застрял и автомобильный паром.

26 августа 2018 года

Паром с 44 пассажирами сел на мель после отправки из местечка Алешино.

30 октября 2018 года

Департамент финансов администрации Сыктывкара разместил на сайте госзакупок аукцион на разработку технико-экономического обоснования по организации переправы из местечка Алешино в поселок Седкыркещ. Победителем признали АО «Научно-исследовательский проектно-изыскательский институт «Комимелиоводхозпроект», которое взялось выполнить работу за 945 тыс. рублей.

20 ноября 2018 года

В администрации Сыктывкара пояснили, что разработка технико-экономического обоснования нужна, чтобы выбрать оптимальный вариант обустройства переправы. Подрядчик детально изучит рельеф русла, проанализирует климатические, гидрографические и гидрологические условия района. Исполнителю надо будет проработать три технических решения, после чего мэрия выберет оптимальный вариант: устройство паромной переправы, разводных наплавных мостов или возведение причалов и пирсов.

Мост в Седкыркещ: кто и когда говорил о понтонной переправе в сыктывкарский поселок и почему ее до сих пор нет

31 мая 2019 года

Контракт по вариантам переправы в Алешино был исполнен в мае, сумма составила 961 тыс. рублей. О результатах исследований не сообщалось, на каком решении остановилась мэрия, неизвестно. В 2020 году было заявлено, что проектный институт изучил русло и поведение реки для определения оптимального места для обустройства переправы.

4 июля 2019 года

Мэр Сыктывкара Валерий Козлов и начальник управления ЖКХ Сергей Воронин встретились с активистом Леонидом Сухаревым, который написал во «ВКонтакте» критический пост про переправу в Алешино. На встрече городские власти признали необходимость организации понтонной переправы.

— Сергей Воронин на встрече рассказал, что они собирали информацию и пришли к выводу, что мост в Алешино будет стоить около 180 миллионов. В 50 миллионов я еще поверю, но больше? — удивился Леонид Сухарев.

Мост в Седкыркещ: кто и когда говорил о понтонной переправе в сыктывкарский поселок и почему ее до сих пор нет

3 марта 2020 года

Во «ВКонтакте» появилось открытое письмо жителей заречных поселков Сыктывкара. Люди из Седкыркеща, Трехозерки, Озела и Сейты попросили городские и региональные власти установить понтонный мост с надлежащим строительством подъездных путей. По их мнению, это должно решить постоянную проблему связи между поселками и городом в период ледостава и обмеления рек.

18 марта 2020 года

В администрации Сыктывкара заявили, что недостаточно просто купить понтонный мост и установить его, так как это — целый комплекс определенных работ: строительство новых причалов со стороны города и со стороны Седкыркеща, строительство подъездной дороги к правобережному причалу протяженностью 360 метров, дноуглубительные работы по судовому ходу и непосредственный монтаж наплавного моста длиной 400 метров. Чтобы сделать проект, надо подготовить техническое задание и далее выполнить комплекс инженерных изысканий.

Мэрия уже направила запросы на предоставление технических условий для проектирования понтонного моста в организации, ответственные за содержание водных путей, в частности в федеральное агентство по рыболовству, министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Коми.

— После получения необходимой информации будут направлены запросы в проектные организации. По итогам проектирования будет известна стоимость возведения подъездной инфраструктуры и понтонного моста, — заявили в мэрии.

Администрация города также планирует обратиться в правительство Коми для рассмотрения вопроса об оказании финансовой поддержки на реализацию проекта.

23 июня 2020 года

Теплоход «Усть-Сысольск» с 16 пассажирами на борту сел на мель недалеко от Седкыркеща из-за понижения уровня воды в реке.

Мост в Седкыркещ: кто и когда говорил о понтонной переправе в сыктывкарский поселок и почему ее до сих пор нет

26 июня 2020 года

Мэр Сыктывкара Наталья Хозяинова и Андрей Кузнецов — руководитель котласской компании «Сталкер», которая имеет опыт изготовления и монтажа понтонных мостов в Коми, выехали на переправу в Алешино.

— Такого обмеления Вычегды в июне не было давно, обычно река мелеет в августе, еще месяц назад вода заливала дорогу к переправе в Алешино. «Усть-Сысольск» за неделю два раза садился на мель, — написала Наталья Хозяинова во «ВКонтакте». — Возмущенные жители Седкыркеща забросали меня сообщениями — нужен мост! И с этим сложно не согласиться.

Было заявлено, что конкретное предложение по модели моста в мэрии ждут к середине июля.

— Так что маленькими шагами идем к реализации мечты жителей Седкыркеща, — сообщила мэр, добавив, что пока проблему будут решать через закупку пассажирского катера на воздушной подушке.

29 июня 2020 года

С жителями заречных поселков встретился первый заместитель руководителя администрации столицы Коми Александр Можегов. Он заявил, что мэрия прорабатывает вопрос установки понтонного моста. Но, как отметил начальник городского управления ЖКХ Александр Гонтарь, точный срок поставки моста определить не представляется возможным.

— Река Вычегда по статусу является судоходной, а это означает, что мост обязательно должен быть разводным. Второй момент — русло реки в районе Седкыркеща постоянно меняется, река мелеет, при этом понтонный мост не может опираться на дно. И третий момент — это общая протяженность, она свыше 350 метров. Значит, требуется установка удерживающих конструкций по всей протяженности. Все это вкупе требует детального проектного решения, — пояснил он.

Также для установки понтонного моста нужно обустроить протяженные подъездные пути, по сути, это — отдельный строительный проект.

5 июля 2020 года

Жители заречных поселков обратились к временно исполняющему обязанности главы Коми Владимиру Уйба с просьбой установить понтонный мост.

— Мы сделали запрос в Минобороны, поскольку у них большой опыт изготовления и использования понтонных мостов. Запросили информацию в госкорпорации «Ростех» с тем, чтобы изготовить новый мост, либо взять бывший в употреблении. Но б/у — это всегда ремонт, риски с использованием. Скорее всего, будем планировать новый мост. В случае установки понтона нужно будет предусмотреть возможность убирать его и какое-то звено для движения лодок и судов. Думаю, к следующему сезону мы будем с судами на воздушной подушке, — сказал он.

20 июля 2020 года

Мэр Сыктывкара Наталья Хозяинова и руководитель Сыктывкарского района водных путей филиала ФБУ «Администрация «Севводпуть» Северо-Двинского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства Михаил Хозяинов осмотрели с катера акваторию участков Вычегды и Сысолы, где организованы переправы.

— В ходе выезда еще раз убедилась, насколько живописны берега наших рек, какие красивые открываются виды по ходу движения по воде. Тем не менее отличительной особенностью северных рек является периодическая смена русла, что вызывает обмеления и мешает судоходству. Поэтому сегодня главное — это обеспечение нормальной речной обстановки для поддержания судоходства, проведение дноуглубительных работ, чтобы обеспечить регулярное сообщение с заречными поселками. По этим вопросам нашла понимание и заручилась поддержкой в решении важных вопросов, — сказала Наталья Хозяинова.

Кирилл Наумов

Источник