Мозаику из смальты создаёт художник на звоннице храма в районе улицы Лазо

В нижней части звонницы храма Успения Божией Матери на Светланской, 65 во Владивостоке появится мозаика из смальты и сусального золота. Сложную и кропотливую работу здесь выполняет Александр Березнёв, художник-иконописец Свято-Серафимовского мужского монастыря на Русском острове. Закончить, если не помешает погода, планируется к концу июля. О работе со смальтой и процессе создания мозаики с мастером поговорил корреспондент VL.ru.

По словам Александра, впервые идея делать мозаику с изображением Иисуса Христа в основании звонницы обсуждалась пару лет назад. Бывшие прихожане храма, сейчас живущие на Филиппинах, но иногда приезжающие во Владивосток, решили, что создание панно из смальты отлично украсит путь к храму. Они же и спонсировали это начинание.

«Сначала это просто обсуждалось как идея. Подготовительные работы начались примерно год назад. Они [бывшие прихожане] тогда как раз приезжали во Владивосток и вышли на меня, потому что им понравились мои работы, - рассказывает Александр. - После получения благословения в епархии начался долгий процесс утверждения эскизов. В мастерской я начал работать в октябре прошлого года».

Для того, чтобы сделать изображение в 10 кв. м потребовалось около 200 кг смальты. Цветное непрозрачное стекло, изготовленное по специальным технологиям выплавки, заказывали в Санкт-Петербургских мастерских при академии художеств. Материал этот дорогой, но крайне долговечный, что называется, на века. Один килограмм стоит около 700 рублей. Фон за Спасом сделан из натурального сусального золота, запечённого между двумя листами стекла. Один кусочек примерно 9 на 9 сантиметров, которыми выкладывается поверхность, стоит 500 рублей. Всего требовалось около трёх квадратных метров золотого фона.

«Первое образование у меня техническое, это здорово помогает в работе. Сначала я примерился на месте и сделал зарисовку в натуральную величину с учётом того, что поверхность здесь не ровная, а в виде полусферы. Смальту мне привезли в виде блинов 40 на 40 сантиметров. Я вырезал нужные размеры и с января по май выкладывал изображение в мастерской. После этого погрузил фигуру Спаса в монтажную плёнку и уже на месте начал выкладку прямым набором, используя специальный раствор для мозаики. Процесс этот кропотливый — работаю возле храма я уже несколько недель».

Александр подчёркивает — панно на фотографии сейчас выглядит не так, как должно быть, изображение Иисуса Христа, если присмотреться, временно находится под плёнкой. Сейчас фигура уже готова, художник занимается выкладкой золотого фона. После этого на всё изображение нанесут специальную затирку, предохраняющую изображение от влаги.

«У меня нет художественного образование, но рисую я всю жизнь, - говорит Александр Березнёв. - Родился и вырос в Тынде, это на севере Амурской области, там работал в городских художественных мастерских. В 2000 году переехал во Владивосток. Иконописцем в монастыре на Русском острове тружусь с 2011 года, пишу иконы для нашего и других храмов, часть моих работ попадает на выставки. Я также являюсь членом приморского отделения Союза художников России.

Со смальтой я уже работал — как раз в нашем монастыре я сделал четыре панно. Это замечательный материал. Мозаика из смальты может веками простоять — она не боится влаги и не выгорает на солнце».

Отметим, что в 70-е и 80-е годы владивостокские скульпторы и художники часто использовали смальту в своих работах. Например, этим материалам отделаны несколько автобусных остановок. Смальта действительно отлично держится, вот только за ней никто не следит — панно сейчас уродуют граффити вандалов.

В начале мая редкую и дорогую смальту, из которой сделаны фигуры рыбок на Набережной спортивной гавани, закрасили. Но на этот раз не вандалы, а городские коммунальные службы.

Источник