«Об импортозамещении говорить рано»: товары из Китая занимают 50% грузооборота на таможнях Дальнего Востока

Все грузовые поезда в сторону Китая отправляются, автомобильные пункты пропуска работают без каких-либо изъятий. Единственное требование – водитель должен иметь российское гражданство. В самом Китае до особого распоряжения закрыто много предприятий, собственные перевозки товаров соседи по границе регулируют самостоятельно. Об этом рассказали представители Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) в ходе пресс-конференции в пятницу, 7 февраля.

Итоги работы ДВТУ за год во многом оказались связаны с кризисной ситуацией, которую переживает соседнее государство из-за вспышки коронавируса 2019-nCoV.

Статистика работы таможни продемонстрировала, насколько дальневосточный бизнес и рядовой потребитель зависит от китайской экономики. Как отметил руководитель ДВТУ Юрий Ладыгин, КНР традиционно является ключевым торговым партнером России на Дальнем Востоке, и целый год Поднебесная обеспечивала основные статьи экспорта, а также импорта товара на всей территории ДФО.

За 2019 год внешнеторговый оборот с Китаем достиг $17,1 млрд, что на 13,6% больше, чем в 2018-м. Доля КНР по физическому и стоимостному объемам от общего грузооборота составила почти 50%. На втором месте Япония – с 19%. Например, из Страны восходящего Солнца в дальневосточные порты были доставлены 136 000 автомобилей. В таможне прогнозируют, что и в 2020 году их количество будет аналогичным. Товарооборот с Республикой Корея – составил 17%.

Лес на экспорт

В сторону КНР на экспорт через дальневосточные таможенные посты ушло 18,2 млн тонн грузов общей стоимостью $4 млрд. Хотя цена товаров по сравнению с прошлым годом стала меньше на 14,4%. Выходит, китайская сторона приобрела товары дешевле, чем в прошлом году.

Весь прошлый год отечественные экспортеры направляли в Китай рыбу, моллюсков и ракообразных, их общий вес составил 1 млн тонн, а стоимость – $1,6 млрд. Вывоз древесины с Дальнего Востока также в лидерах по экспортной статье – 7,5 млн тонн на общую сумму $894 млн.

Кстати, объем декларирования лесоматериалов за последние годы в принципе уменьшился. Подобная тенденция особенно коснулась необработанных лесоматериалов. При этом количество уголовных дел, связанных с незаконным ввозом и вывозом товара через дальневосточные пункты пропуска, в том числе леса, увеличилось на 11%. Административных правонарушений стало в два раза больше чем в 2018 году, а именно 17 000. Еще несколько лет назад зафиксировалось лишь 7000 подобных дел, и тогда, по словам Юрия Ладыгина, это казалось огромной цифрой.

Третьей заметной статье экспорта с Дальнего Востока в Китай является вывоз топлива. В течение прошлого года в сторону Китая было отправлено 6,9 млн тонн на $519 млн.

Продовольствие на импорт

Общая стоимость грузов из КНР, поступивших через российские границы на Дальнем Востоке, составила $13,1 млрд, а вес – 4,3 млн тонн.

По самой животрепещущей теме обеспечения Приморья и всего федерального округа продуктами из Китая, руководители таможенной службы заверили, что ситуация уже наладилась. Овощи из КНР сегодня идут в обычном режиме, хотя объем действительно снизился. Еще до нового года был ограничен импорт так называемых косточковых плодов, цитрусовых, а так же морепродуктов. Но данное решение Роспотребнадзора не связано с возникшей эпидемией в Китае.

По предположительным данным, более 60%, а порой и до 80% по отдельным категориям продуктов на Дальний Восток ввозят именно из Китая. Таким образом, говорить об импортозамещении пока рано – продуктовая зависимость от КНР все еще очень высокая.

Как отметил заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Владимир Ивин, если абстрагироваться от сложной ситуации, которая несомненно повлияет на рыночный расклад, вполне логично, что российский бизнес на Дальнем Востоке устанавливает коммерческие отношения с иностранными партнерами, которые у него буквально под боком. Тем более, они имеют развитый агросектор и выстроенную внутреннюю логистику. В то же время принятие Продовольственной доктрины Российской Федерации как раз учитывает фактор снижения столь сильной импортной зависимости в части продуктов питания, и над этим вопросом надо работать сообща.

Возвращаясь к вопросу ввоза товаров из Китая, Юрий Ладыгин также обратил внимание, что 500 тонн грузов было перевезено из соседней страны именно частными лицами. Он как бы намекнул, что таможня понимает – многие из них «помогайки». Как только работники таможни видят, что товар перевозят отнюдь не для личных целей или в случае «перевеса» (более 25 кг в одни руки), гражданам предлагают оформить грузовые декларации. Во многом именно поэтому количество таких документов в 2019 году заметно выросло.

В тоже время таможенники не допустили ввоз в Россию на дальневосточных рубежах 113 тонн санкционных товаров. Так, 13 партий товаров отправлены обратно в Белоруссию, а три были уничтожены путем сжигания.

Лицо границы

Больным вопросом остается переоборудование пунктов пропуска на дальневосточной границе. Коронавирус когда-нибудь закончится, и людям будет открыт путь в обоих направлениях.

«Вчера мы посетили несколько пунктов пропуска на юге Приморского края, в Хасанском районе. Больно видеть, как мы представляем нашу страну перед иностранными туристами. Средства на реконструкцию и переоборудование выделено для 38 пунктов таможенного пропуска и пограничного контроля по всей России. Большая часть из них находится на Дальнем Востоке. Однако данный вопрос не находится в ведении таможенных органов. Росгранстрой целиком и полностью отвечает за обустройство таких помещений и соответствующей инфраструктуры. Надеемся, к реконструкции приступят уже в 2020 году», – заключил Владимир Ивин.

В это время судьба построенного с нарушениями нового пункта пропуска в Краскино, пока неизвестна. Будет ли он демонтирован или на его основе продолжат реновацию – окончательный вердикт соответствующие специалисты не вынесли по сию пору.

Яна Мальцева

Источник