"Пищеблок" со странным представлением о пионерской романтике и вампирах

Валера Лагунов (Петр Натаров) — обычный советский школьник. В его жизни недавно произошла трагедия, и члены семьи пытаются восстановить нарушенное равновесие. Родители отправляют мальчика в детский лагерь. Пионерские галстуки, оздоровительные прогулки, творческие вечера, берег реки и свежий воздух. Олимпийская смена 1980 года, в воздухе витает романтика — первые влюбленности, лагерные страшилки и песни под гитару. У вожатых тоже свой мир — более взрослый, но с неизменным духом легкости и свободы, которая только возможна. Но нет, это вам не "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен" в современной обработке, хотя временами и пытается походить на этот замечательный советский фильм. Вся безмятежность заканчивается, когда в кадре появляются вампиры.

Вампирская, да и вообще мистическая тематика в этом сезоне в тренде. Совсем недавно мы рассматривали отечественных "Вампиров средней полосы". С последними "Пищеблок" роднит похожая заставка и на этом в общем-то все. Сериал про советский лагерь — это посвящение молодости и в чем-то подмигивание "Очень странным делам" и последнему сезону "Американской истории ужасов", действие которого тоже происходит в лагере и тоже в 80-х. Впрочем, кровавости здесь гораздо меньше, и если бы не обилие откровенных сцен с участием вожатых (а то, что секс в СССР был, доказывают в каждом эпизоде), сериал можно было бы даже рекомендовать лицам до 18 лет, но все-таки нет.

Интерес вызывает то, как представляют на экране кровопийц. От классического образа здесь решили отойти, и поэтому вместо привычных клыков и мрачного образа мы видим нечто рептилоидное и с пионерским мотивом — белые рубашки, красный галстук. Вообще последнее чуть ли не единственное, что ярко выделяет аутфит страны Советов, и неспроста авторы выбрали именно этот предмет одежды. Во-первых, цвет крови. Это очевидно. Во-вторых, в иерархии четко прослеживается аллюзия на строй, в котором есть те, кто поглавнее, те, кто пища, и тот, кто за всем стоит. Не так прямо в лоб, как в "Топях", но все-таки. "Люблю ее, как Родину, и служить ей — это высшее предназначение".

Сложно назвать большим минусом, но тяжело не заметить местами неубедительную игру юных актеров. Списываем на малый опыт, плюс ко всему во многом это объясняется общей атмосферой наивности молодости, но порой авторы сами подливают масла, вставляя невпопад драматические сцены туда, куда они не особо просятся. Проект поддерживает и старая школа — Николай Фоменко (директор лагеря), Сергей Шакуров (ветеран Серп Иванович). Первый — скорее, приглашенная звезда, экранного времени занимает немного. Отметить можно и Тимофея Трибунцева, который играет врача с депрессивными мыслями и склонностью к алкоголизму. Актер, хоть и предстает в привычном образе русского героя-чудака, заметно скрашивает кадры и во многом вытягивает некоторые сцены.

В остальном — снято модно, стильно, молодежно. Светомузыка, "Шизгара" и новодельный оммаж советской альтернативной и не только сцене. Аутентичности почти никакой, но здесь она, в принципе, и не нужна. А еще есть элементы детектива (куда в российском сериале без этого, это наше все) и много размышлений на разные темы. Про соблазны, которым стоит поддаться лишь раз и больше не сможешь сопротивляться. Про несунов (не с завода, а так, по мелочи, потому что все так делают). Про одиночество и свое место в обществе. Про сильных мира сего, которые могут сломать жизнь, просто потому что могут. И про классические любовные треугольники.

"Пищеблок" получился местами чудным (с ударением на последний слог), неестественным, с самобытными визуальными эффектами, но все-таки во многом оригинальным, изобретательным и бьющим по юношеским воспоминаниям, которые у каждого свои. Все остальное — фантазия автора (снято по роману Алексея Иванова), иногда странная, но небезынтересная. Окончательные выводы можно будет сделать через пару недель — зрителей ждут еще две серии. А пока... 7/10

Источник