После полугодового простоя Театр имени Горького открывает сезон «Мастером и Маргаритой»

25 сентября Приморский краевой академический театр имени Горького открывает 88-й театральный сезон грандиозной и давно анонсированной премьерой: спектаклем по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».

«Ещё ни один спектакль не занимал у нас столько времени, финансов и сил, – сказал на пресс-конференции главный режиссёр театра Ефим Звеняцкий. – Мы задумывали премьеру ещё в апреле, но – и вот как тут не вспомнить о той мистике, что всегда связывается с великим творением Булгакова, – в дело вмешались коронавирус, ограничения. Мы вынуждены были прекратить репетиции в марте, не работали цеха. После почти полугодового простоя, после всех возвратов за билеты, не заработав ни копейки за время с марта по июль, театр выкручивался, как мог, но находил финансы на постановку. Мы не отступили от планов, пригласив лучших мастеров».

Над постановкой работали лауреат «Золотой маски» Сергей Скорнецкий (сценография и свет), художник по костюмам Андрей Климов, солистка «Геликон-опера», хореограф Ксения Лисанская, композитор Никос Ксантулис (сотрудничавший с театром в спектакле «Царь Эдип»), мастер по сценическому гриму Ефим Мисько (работал с Алексеем Учителем в фильме «Матильда»).

Инсценировку для театра написала Елена Исаева (драматург, уже работавшая с театром имени Горького, поставленный по её пьесе спектакль «Эдит и её демоны» пользуется огромным успехом у публики), и, как подчеркнул Ефим Звеняцкий, старались проводить аналогии между сценами Древнего Рима и сценами Москвы 30-х годов, вплетая героев Ершалаима во все сюжетные линии.

Андрей Климов, Ксения Лисанская, Сергей Скорнецкий подчёркивали на пресс-конференции, что свою работу они старались делать в гармонии с общим замыслом спектакля.

«Работа над «Мастером и Маргаритой – всегда вызов для художника, – отметил Андрей Климов. – Булгаков очень точно описал многих персонажей, их внешний вид. Я постарался избежать излишней стилизации под определённую эпоху, излишней историчности костюмов, потому что цель постановки не в этом. В спектаклях театра имени Горького, с которым я сотрудничаю уже 17 лет, всегда есть эклектика, смешение стилей – и в «Мастере и Маргарите» оно тоже наличествует, подчиняясь главной цели – общей гармонии, общей идее постановки. Также я постарался избежать эротических подтекстов в костюмах персонажей на балу Воланда».

В спектакле занята едва ли не вся труппа театра, а в массовых сценах – студенты актёрского факультета института искусств. Мастера и Маргариту играют Валентин и Валерия Запорожец, Иешуа – Сергей Коврижиных, Гелу – Александра Аубекерова, Левия Матвея – Владислав Яскин, Воланда – Владимир Сергияков (второй состав – Николай Тимошенко), Понтия Пилата – Александр Славский (Михаил Марченко), Бегемота – Максим Клушин, Азазелло – Сергей Лисинчук, Коровьева – Сергей Гончаров.

Более 25 лет назад Ефим Звеняцкий уже обращался к роману Булгакова, и в 1992-1993 годах на сцене театра имени Горького шёл спектакль «Мастер и Маргарита», разделённый на два вечера. Тогда в нём также были заняты Владимир Сергияков и Александр Славский, но Владимир Николаевич играл Мастера, а вот Александр Петрович и тогда, и сейчас играет Пилата. И, как он подчеркнул на пресс-конференции, всегда готов убить Иуду, ибо «слишком много уж их развелось». А Владимир Сергияков отметил, что в его трактовке Воланд, сила, обречённая творить зло, неожиданно начинает испытывать симпатию к Маргарите и Мастеру, и потому творит добро. «Да уж, Воланд, попав в Россию, может творить только добро!» – улыбнулся в ответ на это Ефим Звеняцкий.

Но, разумеется, подчёркивают актеры и режиссер, эти постановки, разделённые десятилетиями, ничего общего между собой не имеют.

«Мы старались избегать политического контекста, главным для меня в спектакле, в романе Булгакова стало другое, – сказал Ефим Звеняцкий. – Я говорил со зрителем о том, что добро и зло живёт в каждом из нас, что люди в глубинной своей сущности не меняются со времен Иешуа и Понтия Пилата, что это – вечная история про каждого из нас. Я делал добрый спектакль, тёплый и внутренне красивый. Могу сказать, что, на мой взгляд, Булгаков не повернулся к нам спиной».

На генеральной репетиции спектакля побывал фотограф VL.ru.

Источник