Предположения о недалеком будущем

Всем известно о том бюджетном кризисе, который настиг область в прошлом и нынешнем годах — область лишилась десятков миллиардов рублей, из-за чего были заморожены различные программы: ремонтно-строительные, культурные, спортивные и прочие. И вот сейчас начинается работа над новым бюджетом, и уже заявляется, что он также будет дефицитным и т. д., так что надо продолжать затягивать пояса.

Да, бюджет наверняка будет дефицитным, но в этом как раз ничего страшного нет. Дефицит — это лишь повод заявить центру, что у нас нет лишних денег, и повод попросить дополнительное финансирование.

Главный вопрос — будут ли деньги вообще?

Будут. В следующем году бюджет, в принципе, вернется на докризисный уровень. На этом пока никто не акцентирует внимания, что, может быть, и правильно — поскольку ситуация может стремительно поменяться.

Но пока предпосылок для этих изменений нет. И потому можно сделать аккуратный прогноз — не в деталях, конечно, а в общих моментах. Так, для общего сведения. Как это было, например, здесь.

Но тогда этот прогноз был негативным. Сейчас — наоборот.

Стоит еще раз напомнить особенности формирования доходной части нашего бюджета. Они совсем не такие, как в других регионах страны.

Основой наших доходов является налог на прибыль операторов шельфовых проектов, работающих в режиме СРП. Это раз.

Второе отличие в том, что этот налог "уплачивается один раз по окончании налогового периода в размере годовой суммы налога". То есть платеж идет по итогам предыдущего года.

В частности, в докризисном 2019 году планировалось, что "в 2020 году налог на прибыль по проектам "Сахалин-1" и "Сахалин-2" поступит по итогам 2019 года исходя из цены на нефть и объема добычи за 2019 год по обменному курсу на дату уплаты налога в 2020 году (среднегодовая цена марки "Юралс" — 62,2 доллара за баррель, прогнозируемый обменный курс валюты — 65,7 рубля за доллар США)" и составит в общей сложности 81,2 миллиарда рублей.

Так в принципе и получилось, только по налогу на прибыль по проекту "Сахалин-1" "план не выполнен на 602,5 млн рублей, или на 1,4%, главным образом по причине ухудшения финансовых результатов деятельности в условиях неблагоприятной конъюнктуры сырьевого рынка и снижения цен на нефть".

Для сравнения, налог на прибыль организаций в рамках традиционной системы налогообложения планировался в сумме 11,6 миллиарда рублей (был исполнен на 92,6%). То есть разница понятна.

Но в 2020 году случились известные события — глобальный кризис на нефтяном рынке, пандемия, что поломало бюджет этого года.

На нынешний год собственные налоговые и неналоговые доходы областного бюджета прогнозировались в объеме 102,9 миллиарда рублей — со снижением к первоначальному бюджету на 2020 год на 50 миллиардов рублей.

Так, собственно, и вышло.

Хотя еще в апреле общие доходы были увеличены почти на 18,5 миллиарда рублей, в том числе за счет безвозмездных поступлений на 5,5 миллиарда рублей (федеральная дотация через "Русгидро" на электроэнергию) и на 13 миллиардов рублей за счет собственных налоговых и неналоговых доходов (главным образом за счет уменьшения уставного капитала АО КРСО), и составили 127,7 миллиарда.

А в сентябре будут еще дополнительные деньги.

Дело в том, что операторы проектов платят не только налог на прибыль, но и текущие платежи.

При формировании трехлетнего бюджета учитывался следующий прогноз социально-экономического развития Российской Федерации: "на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов цена на нефть марки "Юралс" (к которой привязывается и газ, добытый в рамках СРП) в 2020‑2023 годах прогнозируется в размерах: 41,8 доллара США за баррель в 2020 году, 45,3 доллара — в 2021 году, 46,6 доллара — в 2022 году, 47,5 доллара США — в 2023 году.

Среднегодовой курс доллара США в 2021 году прогнозируется на уровне 72,4 рубля, в 2022 году — 73,1 рубля за доллар США и в 2023 году — 73,8 рубля".

Но нефть практически весь год держится в районе 70 долларов за баррель — в полтора раза больше прогноза, доллар тоже выше прогноза и слабеть не собирается.

А потому и текущие платежи будут выше.

Для примера — сентябрьские поправки 2019 года: "По налоговым и неналоговым доходам прогноз поступлений в областной бюджет на 2019 год увеличивается на 5 млрд рублей и составит 153,5 млрд рублей. Основное увеличение прогноза произведено за счет текущих платежей 2019 года в рамках реализации соглашений о разделе продукции "Сахалин-1" и "Сахалин-2" на основе уточненных данных операторов шельфовых проектов... Прогноз определен исходя из планируемых объемов реализации углеводородов с учетом фактически сложившейся цены на нефть за истекший период (66,2-67,6 доллара США за баррель) и уточненных расходов по проектам".

Так должно быть и в этом году.

Это будет очень интересный "поправочный" процесс, поскольку денег в этом году не хватает всем, и тут кто кого перелоббирует, кто окажется более всего в фаворе у губернатора.

Но самое главное — текущая ситуация баррель/доллар должна в следующем году вернуть нам выпавшие в этом 50 миллиардов рублей. Да, добыча нефти у нас объективно снижается, но пока не столь критично, чтобы преодолеть 150 процентный лаг между прогнозными расчетами и реальными ценами.

Конечно, делать прогнозы надо осторожно.

И тем не менее, как уже было сказано, предпосылок для очередного энергетического кризиса нет. Наоборот, спрос на традиционные энергоресурсы — нефть, газ, уголь — растет, растут и цены. И вот уже даже президент США Байден обращается к нефтедобывающим странам с просьбой нарастить добычу.

Казалось бы, парадокс, в мире разворачивается движение за декарбонизацию, за сокращение использования того же угля и нефти, а тут такие призывы.

Все очень просто. Декарбонизация — это все-таки перспектива. А пока климатические аномалии, которые мы сейчас наблюдаем, наоборот, требуют все больше энергии — на обогрев и охлаждение, на ликвидацию последствий стихийных бедствий и т. д. И это идет нам в плюс.

Хотя плюс этот весьма относительный. Да, придут в бюджет дополнительные миллиарды, но куда они пойдут дальше? Вот этот вопрос, думается, самый главный. Слишком много долгов сделано, слишком много неочевидных решений о финансовых тратах принято, слишком много громких заявлений о глобальных проектах прозвучало.

Стоит напомнить, что с 2015 года через областной бюджет прошло уже более триллиона рублей. И где они?

Источник