ПСО ищет керосин на дне Охотского моря

Правительство Сахалинской области в качестве сырья для анонсированного производства топлива на острове планирует использовать ресурсы шельфового проекта "Сахалин-3". Это группа месторождений, расположенных на северо-востоке острова. Их суммарные запасы составляют порядка 800‑900 миллиардов кубометров газа и около 200 миллионов тонн газового конденсата. Сегодня в стадии промышленной эксплуатации находится только одно из них — Киринское. Оператором добычи на нём выступает дочка ПАО "Газпром".

Предполагаемый годовой объем переработки на заводе оценивают в 4,5 миллиона тонн. Это пятая часть от объема всех жидких углеводородов (19,8 миллиона тонн, по данным правительства), которые сегодня добывают в области. Но, как подчеркивают в минэнерго, перерабатывающий завод остается в начальной стадии проработки. В ведомстве, даже несмотря на поручение Владимира Путина, не исключают, что от проекта могут отказаться по экономическим причинам.

"В целях исполнения поручения президента Российской Федерации правительством Сахалинской области совместно с ПАО "Газпром" подписано соглашение о намерениях сотрудничества по реализации инвестиционных проектов в сфере производства жидких видов топлива путем переработки газового конденсата. В настоящее время совместно с ПАО "Газпром" подготовлено задание на разработку технико-экономического анализа по проекту "Создание завода по производству жидких видов топлива на острове Сахалин", по итогам которого будет определена экономическая целесообразность строительства завода по производству жидких видов топлива, а также его возможные конфигурации, основные технико-технологические параметры, виды производимого топлива, его количество", — рассказали в минэнерго.

В "Газпроме" на запрос ИА Сах.ком не ответили.

Информация о предполагаемом источнике ресурсов для проекта сама по себе не является неожиданностью — ведь именно газовая монополия назначена Владимиром Путиным вторым участником регионального проекта по производству топлива. Кроме того, только у этой госкомпании на Сахалине есть месторождения, имеющие перспективу значительного роста отдачи. Ресурсы "Сахалина-1" и "Сахалина-2" по большей части законтрактованы, а пики добычи, судя по выступлениям на недавнем форуме "Нефть и газ Сахалина", достигнуты, и значительно увеличиваться отдача этих шельфовых месторождений не будет.

А других действующих или имеющих более-менее понятную временную перспективу мощностей по добыче газа и конденсата, несмотря на большой объем потенциальных запасов, на острове нет.

При этом однозначно оценить перспективы "Сахалина-3" в качестве источника ресурсов для проектов "ближнего горизонта" довольно сложно. С одной стороны, "Газпром" сейчас выводит на проектную мощность Киринское газоконденсатное месторождение, проектный уровень добычи на котором составляет 5,5 миллиарда кубометров газа ежегодно. Данных по годовой добыче газового конденсата на сайте "Газпрома" не приведено, но сейчас она составляет менее 140 тысяч тонн нестабильного конденсата в год. В целом же запасы этого вида углеводородного сырья составляют всего около 19 миллионов тонн.

Рядом находится более мощное (130 миллионов тонн конденсата и порядка 700 миллиардов кубометров газа) Южно-Киринское месторождение. Но оно пока и близко не выведено на промышленные рельсы. Запуск месторождения откладывается в том числе из-за отсутствия необходимых для его освоения отечественных технологий подводной добычи и внятных рынков сбыта углеводородов, добытых там. Возможно, как раз сахалинский завод сможет дать "Газпрому" перспективу сбыта добытого сырья и подстегнет более интенсивное развитие проекта. Но в любом случае, этого не произойдет до 2024-2025 годов, а на полное развитие месторождение выйдет лишь, в перспективе, в середине 2030-х.

Важную роль в будущей экономической модели завода будут играть предполагаемые рынки сбыта готовой продукции. Судя по выступлениям губернатора Валерия Лимаренко, пока главным ориентиром остается обеспечение внутренней потребности островов в топливе. В первую очередь, заводу предстоит решать вопрос снабжения керосином компании "Аврора". В качестве единого дальневосточного перевозчика она будет потреблять порядка 700 тысяч тонн керосина в год, оценивали в правительстве. А значит, сможет загрузить перерабатывающие мощности перспективного предприятия и сделать его перспективы более-менее внятными.

Но даже если верить в это, вероятность того, что новый завод останется в ряду тех несбывшихся НПЗ, которые сахалинские губернаторы щедро обещали возвести на островах перед выборами, остается далеко ненулевой.

Источник