Сахалин встретил День памяти жертв ДТП с рекордной смертностью на дорогах

15 ноября, в третье воскресенье месяца, в России отмечается День памяти жертв ДТП. Сахалинская область в этом году встречает эту дату не в самой лучшей форме — за неделю на юге острова произошло несколько громких (пожалуй, самая громкая — на улице Сахалинской) аварий с погибшими пешеходами, а сентябрь и октябрь вошли в число худших по числу погибших на дорогах в целом — их было 11 (в 2015 — 13, это рекорд) и 14 (только в 2015 году было больше — 24) соответственно. Об этом говорит статистика ГИБДД. Неблагоприятной остается и динамика в Южно-Сахалинске — городе с наиболее интенсивным движением и наибольшим количеством автомобилей и пешеходов — сентябрь с тремя погибшими стал худшим с 2015 года (тогда было четыре), а октябрь, в котором из-за происшествий на дорогах погибли шесть человек, вовсе оказался рекордным за пять последних лет.

Одной из основных причин ДТП с тяжелыми последствиями — то есть пострадавшими и погибшими — традиционно называют превышение скорости. На это указывают сторонники международной программы Vision Zero, а также урбанисты и проектировщики городских улиц и пространств. В Южно-Сахалинске 14 ноября даже состоялся одиночный пикет с призывом снизить до 30 километров скорость в границах плотной городской застройки. С плакатом к улице Горького вышел Василий Вишневский — руководитель центра развития городской среды "Наш город".

— Проблема в том, что ГИБДД отказываются снижать скоростной лимит в 50 километров в час, установленный на большинстве улиц города. Но надо понимать, что это только на словах ограничение в 50 километров — на самом деле это 50+19, за которые по российским законам не штрафуют. На таких скоростях в городе, в условиях запаркованных первых полос, ограниченной видимости, водителю физически невозможно вовремя остановить машину, и тяжесть последствий оказывается значительно выше, — объяснил свою позицию Вишневский. — В целом в регионе вроде красивая статистика. В 2016 году было 178 наездов на пешеходов за январь-октябрь, а в 2020 году на 28,09% меньше — всего 128. Однако смертность увеличилась (12 против 13 человек). То есть на фоне снижения числа ДТП тяжесть последствий в ДТП увеличилась на 50,65%. Даже если сравнить 2017 год (15 погибших) с 2020 годом (13 погибших), то, несмотря на 22,42% снижение аварийности, тяжесть последствий выросла на 11,72%. Это и есть негативная оборотная сторона нештрафуемого порога.

В качестве положительных примеров снижения скоростных лимитов он приводит города Испании, где законодательно установлены 30 километров в час даже без каких-либо нештрафуемых порогов, или Швейцарию, одну из первых в Европе сделавших выбор в пользу снижения скорости. По данным властей этих стран, в результате число аварий снизилось на 15-20%, а тяжесть их последствий — то есть число погибших и раненых — удалось скостить наполовину. Сейчас по этому пути идет большинство европейских столиц.

— Мы в этом году на улице Сахалинской снизили скорость с 50 до 40 км/час и установили островки безопасности, что в целом привело к снижению аварийности на улице, но не повлекло к снижению пропускной способности. Однако и на этой улице мы не смогли реализовать то, что делается, например, в Москве. Там при установке островков безопасности оставляют очень узкие полосы — по 2,75 метра. На Сахалинской, где произошел трагический случай — полосы все еще чрезмерно широкие — по 3,3 — 3.5 метра. Когда установили островки, было много критики, что мы заузили полосы и что вообще теперь не проехать и что будут теперь пробки. При ширине автомобиля в 2 метра остается большой коридор, позволяющий быстро ехать. От этого надо уходить, если мы хотим с вами жить в безопасном городе. Люди умирают на пешеходных переходах, то есть там, где в принципе не должны умирать, — добавил урбанист.

При этом, с точки зрения властей, скорость вовсе не является проблемой. В официальной статистике российского ГИБДД скорость достаточно редко фиксируется как главная причина столкновений с авто или пешеходами — в основном в карточках ДТП отображаются состояние опьянения, неблагоприятные дорожные условия, нарушения правил проезда перекрестков и пешеходных переходов или традиционное "не справился с управлением".

Предложения о снижении скоростного лимита в Южно-Сахалинске "Наш город" направляет в дорожную инспекцию уже достаточно давно, но они не встречают поддержки — по мнению ведомства, такое снижение не учитывает интересы водителей и является "ущербным". По данным самого "Нашего города", проводившего исследование средней скорости в областном центре, 30 километров (даже без учета нештрафуемого порога) в целом укладываются в показатели скорости потоков транспорта в городе — он составляет порядка 26 километров в час.

— То есть некое гипотетическое ущемление прав водителей ставят на первое место, отодвигая на второе право пешехода на жизнь. Это абсурд, но это та реальность, в которой мы живем. Понимая всю негативную реакцию, которая сейчас может в очередной раз обрушиться на меня, я в полной мере отдаю себе отчет, что если сегодня не начать говорить об этой проблеме, то в нашей стране и через 5 лет не произойдет серьезных изменений в этом вопросе. Если не говорить, то мы так и останемся на уровне африканских стран как по морали, так и по статистике. Верю, что Южно-Сахалинск может стать первым городом в стране, в котором перестанут гибнуть пешеходы, — заключил Вишневский.

Источник