Сахалинские спасатели показали "кричащий беспилотник" для предупреждения о ЧС

Беспилотные летательные аппараты, способные заменить дорогую и сложную в согласовании традиционную авиацию в большинстве ситуаций, завоевывают себе все больше воздушного пространства. На Сахалине их уже привлекают для поиска свалок, мониторинга состояния дорог и качества их содержания, а три года назад своя небольшая беспилотная флотилия заработала под началом регионального агентства по делам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуация и пожарной безопасности. Сейчас в распоряжении спасателей три БПЛА — небольшой городской квадрокоптер, более серьезная "полевая" машина с шестью винтами (гексакоптер) и миниатюрный самолет, который может держаться в воздухе несколько часов и улетать от оператора на 50 километров.

Кроме камер и тепловизоров, достаточно привычных в арсенале подобной техники, у последней машины есть еще и система обратной связи — поднявшись на высоту 50 или 100 метров, самолетик способен транслировать звуковые предупреждения — например, призывать эвакуироваться с хрупкого льда или подсказывать, как можно связаться со спасателями во время поисковых операций.

— Мы закупаем аппараты с 2016 года, в этом году два беспилотника прошли глубокую модернизацию, приобрели третий. Они применяются для поиска пострадавшего населения, мониторинга паводковой, ледовой обстановки, лесных и техногенных пожаров, оповещения населения о каких-то опасностях и происшествиях, — рассказала руководитель агентства ГО и ЧС Анна Михеева. — БПЛА — более легкие, мобильные, их полетный час, при сопоставимой эффективности, в десятки раз дешевле, чем у самолетов и вертолетов. Что важно для нас — их размер серьезно упрощает согласование использования таких машин в тех местах, где традиционную авиацию допускают с большими проблемами. Например, в районах глиссады действующих аэродромов.

Для "поддержания летной годности" специалисты агентства регулярно проводят тренировки. 12 ноября они прошли в условиях, приближенных к боевым, — с ветром в 12 метров в секунду и с порывами до 18 у земли. Несмотря на это, мини-учения удались — техника не пострадала, с поиском скрывшегося в траве человека тепловизор справился. Полевой лагерь спасательной беспилотной авиации представляет из себя небольшой автономный командный пункт и центр управления. Его можно развернуть в зоне ЧС или районе поисков в течение нескольких часов — все необходимое оборудование уже размещено в микроавтобусе. Предусмотрены средства для контроля за беспилотниками, связи, мобильные стартовые катапульты для самолетов (их две — более простая с резинкой и современная пневматическая), синяя раскладная площадка для вертолетов, комплекты различных полезных нагрузок. Автономно, объясняет замначальника управления обеспечения мероприятий в области ГО, защиты от ЧС и пожарной безопасности Олег Панков, такой лагерь может работать около 4 суток.

— Чтобы команда была готова к работе в условиях ЧС, мы проводим постоянные проверки готовности техники и людей, посмотреть на слаженность команды, которая занимается обеспечением полета беспилотников. В этом году мы четыре раза привлекали беспилотники к спасательным операциям. Думаю, что свои задачи они выполнили, — заметил он.

Пока беспилотная авиация в агентстве ГО и ЧС остается все-таки больше заделом на будущее и предметом для тестирования и обкатки. Одно из открытий, которые успели сделать специалисты — дроны должны быть белыми. Гексакоптер агентства, раскрашенный полностью в черный, вызывал нездоровый интерес у агрессивных и уверенных в себе островных ворон, которые атаковали машину в воздухе. Сколько пернатых в итоге стали жертвами лопастей машины, в агентстве не комментируют, но в ходе очередной модернизации на всякий случай гексакоптер решили перекрасить.

— Эти устройства могут быть очень полезными — с воздуха можно мониторить ситуацию очень эффективно. Очень облегчает поиск людей — с воздуха можно очень быстро и эффективно "прочесывать" квадраты, есть тепловизор, который позволяет находить человека в лесу, в зарослях. Но, конечно, это не панацея, людей пока такими машинами полностью не заменишь, — объясняет ведущий специалист оперативного отдела Антон Пак.

Уже этой зимой беспилотники планируют активно интегрировать в существующую систему мониторинга ледовой обстановки в районах, где активно занимаются любительским ловом — акваториях залива Мордвинова, озера Буссе, охотоморском побережье в районе Стародубского. Пока своя авиация базируется только на юге острова, но команда специалистов, работающих с машинами, заявляет, что в случае проведения поисков или необходимости мониторинга зон происшествий готова выезжать и вылетать и в другие районы области.

Источник