Сахалинский зампред хочет сократить диспетчеров скорой помощи в районах

Как стало известно ИА Sakh.com, заместитель председателя сахалинского правительства и бывший министр здравоохранения области Владимир Ющук хочет поменять информационную систему управления диспетчерской службой скорой помощи. Это программа, с помощью которой диспетчер принимает звонок, куда вносит все данные о пациенте, оформляет вызов и передает его бригаде медиков. Модернизация — это хорошо, и, в принципе, любая программа время от времени нуждается в замене. Но дело в том, что Ющук хочет заменить идеально работающую, недавно установленную систему. Южно-сахалинскую станцию скорой помощи ей оснастили шесть лет назад, после чего, видя безотказную работу, опыт распространили на всю область, это произошло в 2018-м. Диспетчеры на Сахалине и Курилах привыкли работать с помощью этой программы и никогда на нее не жаловались. У нее два несомненных плюса: она беспроблемна в эксплуатации и не требует полного ежегодного технического обслуживания, которое может обходиться в десятки миллионов рублей. Сахалинские медики подозревают, что именно последний факт не устраивает зампреда. На внедрение действующей системы потребовалось около 30 млн рублей, но это однократные затраты. Зачем вкладывать в то, что работает как часы и к тому же очень экономично (за шесть лет в программу был вложен минимум средств)? Так думает медик. Зачем мне то, что работает как часы и не требует вложений? Так, вероятно, думает чиновник.

Как стало известно ИА Sakh.com от сотрудников отделения станции скорой помощи в одном из районов, к которым уже приезжали и заводили разговоры про слияние, Владимир Ющук пытался заменить программу "Адис" на аналог "КИ системы" еще когда был министром здравоохранения. Но тогда он не смог убедить медицинское сообщество, несмотря на то, что имел подобный опыт. По своему прежнему месту работы в Московской области он уже провернул аналогичное дело. Став зампредом ПСО и обретя больше полномочий и рычагов, Ющук вернулся к своей идее и не намерен от нее отказываться. Сотрудники скорой не согласны с нововведением. Они не против каких-то изменений в принципе и готовы переучиваться, если нужно, но в данном случае "модернизация" предлагается не в целях заботы о диспетчерах и медиках. И уж тем более не ради пациентов.

Дело не только в том, что ежегодно новая система будет требовать разыгрывания конкурса, чтобы компания-производитель обслуживала ее в профилактическом порядке за миллионы, миллионы и миллионы из областного бюджета. Дело еще и в организации работы диспетчеров скорой, которая будет полностью сломана. Точнее, не так — диспетчеров не будет вообще. Будет "облачная" система. Служба приема звонков от пациентов, нуждающихся в экстренной помощи, сохранится только в Южно-Сахалинске. Аналогичные службы в районах расформируют. То есть происходить все будет следующим образом. Человеку в селе Ныш стало плохо, ему срочно нужен врач. Он звонит на скорую в Южно-Сахалинск. Диспетчер принимает вызов и направляет его в Ногликский район бригаде медиков, которые едут его отрабатывать. При условии, что связь по всей области, включая самые отдаленные места и маленькие села, работает без малейшего сбоя, это, может быть, и неплохо. Но реальность иная. Что будет, если диспетчер по какой-то причине не сможет передать вызов в район? Порыв кабеля, циклон, авария, внезапное отключение света — таких причин может быть множество. Кто будет отвечать за смерть человека, вызвавшего скорую и не дождавшегося ее? Сотрудники скорой твердо уверены — нельзя ликвидировать диспетчерские в районах. Они должны сохраняться хотя бы как запасной вариант, для гарантии того, что карета скорой приедет к больному во что бы то ни стало.

И еще один момент. Предлагаемую зампредом систему нельзя назвать надежной еще и в плане сохранности данных пациентов. В Московской области в прошлом году уже был прецедент, когда в интернет просочились персональные данные тех, кто вызывал себе скорую (или кому ее вызывали). Имена, адреса, номера телефонов и даже сведения о состоянии здоровья оказались в открытом доступе.

— Кто за все это будет отвечать? — не понимают сотрудники скорой. — За перебои со связью, многомиллионные траты из бюджета на то, без чего мы сегодня прекрасно обходимся, за слив данных в Сеть? Неужели жажда наживы настолько затмевает здравый смысл? Мы, медики, все-таки надеемся, что огласка этой истории убережет сахалинское правительство от крайне необдуманного шага.

Источник