Сергей Надсадин: Южно-Сахалинск должен стать городом образования

Полилингвальное образование, расшколивание, формирование цифровой образовательной среды и прочие новые модели, которые еще несколько лет назад казались сахалинским педагогам чем-то непривычным, обсуждают в эти дни в Южно-Сахалинске. Здесь во второй раз проходит форум "Образование — энергия будущего". Первый был в августе прошлого года. На нем уделяли внимание концепции развития системы образования в областном центре до 2030 года. Уже тогда говорили про постепенный уход от строго стандартизированной системы образования, подразумевающей обучение только в стенах школы по догматичному принципу, который условно можно определить как "сначала математика, потом русский, потом физра". Не секрет, что для многих школьников учеба превращается в рутину, в исполнение необходимого из-под палки. Как результат — отсутствие мотивации, любопытства, искательства и успехов.

Типичная массовая школа должна остаться в прошлом. Напрямую участники образовательного форума такое категоричное суждение не озвучивают, но очень много говорят о внедрении разных новшеств, которые это подразумевают. Сегодня и завтра на многочисленных площадках форума будут работать более тысячи учителей, школьников, родителей и дошколят. Они поделятся теоретическими знаниями и практическими достижениями. Среди участников — представители 17 районов области и 4 регионов страны.

На церемонии открытия форума мэр города Сергей Надсадин обратился к резолюции прошлогоднего мероприятия и сравнил, что планировалось сделать и что сделано.

Одной из задач было создание нормативно-правовых и финансово-экономических условий для реализации индивидуальных образовательных программ учащихся. Результаты есть. Начата отработка модели сетевого обучения, позволяющая получать образование дистанционно. Прорабатывается проект "Образовательный квартал", для этого используются модель инвестирования в образовательную инфраструктуру и модель сетевого образования.

— Реализацию строительства планируем с привлечением средств инвесторов, — уточнил Сергей Надсадин. — Изначально образовательный квартал создается для функционирования многопрофильной образовательной организации, которая будет предоставлять образовательные услуги (школьное, дошкольное и дополнительное образование) южно-сахалинским детям очно. Вместе с тем использование дистанционных технологий дает возможность расширять границы для детей со всей Сахалинской области и из других субъектов Российской Федерации.

На форуме показывают, как работает эта модель. Участники "эксперимента" — педагоги и школьники из гимназии №2 Южно-Сахалинска и школы №2 Макарова. При тьюторской поддержке СахГУ более сотни учеников девятых классов, дистанционно взаимодействуя с педагогами, реализуют принципиально иную модель организации образовательного взаимодействия. Такая работа как раз и обеспечивает реализацию индивидуальных образовательных программ.

Моделирование сетевой школы, подчеркнул Сергей Надсадин, — это этап, который воспринимается в качестве лабораторной работы. Самоизоляция и вынужденный массовый переход на дистанционные технологии в апреле-июне показали, что постановка такой задачи год назад была актуальной. Теперь дело за трансформацией и улучшением такого вида образования. Впереди, согласно планам, — резкое повышение качества и доступности образования в Южно-Сахалинске и во всей области.

— Конечно же, мы не перекладываем ответственность за результаты образования на родителей. Образованием детей должны заниматься специалисты. Но при этом мы все должны понимать, что профессионалы выращиваются здесь и сейчас. Мы столкнулись с ситуацией, в которой педагоги фиксируют свои профессиональные дефициты, институциональные противоречия. Это значит, что нам необходимо выстраивать экосистему, позволяющую эффективно действовать нашим педагогам в условиях доверия родителей и продуктивной деятельности учеников, — сказал глава города.

Он напомнил, что в этом году введены в эксплуатацию несколько школ. Но одних только новых зданий мало. Необходимо разработать персонифицированную модель развития каждого ребенка от 3 до 18 лет, основанную на фиксации индивидуального запроса семьи и образовательных результатов, на раннем профориентировании, на выстраивании маршрута профессионального образования и закрепления будущего специалиста на Сахалине и Курилах.

Еще одна задача, которая была поставлена на прошлогоднем форуме, — создание кадровых условий для индивидуализации образования. За год запущены два системных проекта: "Развивающее образование для всех" и "Полилингвальное образование дошкольников". Они настраивают педагогов на решение новых задач, способствуют кадровой модернизации работников дошкольного и школьного образования.

— Мы считаем, что развитие детей в многоязычной среде — очень перспективная технология, которую необходимо осваивать и выращивать, начиная с дошкольного образования. Уже больше года мы расширяем сеть полилингвальных детских садов в Южно-Сахалинске. Сегодня их 14. В этих детских садах не ставится специальная задача научить детей в совершенстве владеть иностранными языками, а реализуются уникальные технологии развития детей в многоязычной образовательной среде, — сказал Сергей Надсадин.

На образовательном форуме в числе прочего будут работать методические площадки, на которых педагоги детских садов расскажут о своем опыте, а также модельные площадки, где они покажут на практике, что такое полилингвальное образование.

Цель-максимум Сергей Надсадин обозначил так — Южно-Сахалинск должен стать городом образования. Современный ученик должен получать знания не только в школе, но и на базе учреждений культуры и спорта, в учреждениях дополнительного и высшего образования, в некоммерческих организациях. В приоритете — так называемое бесшовное соединение общего и дополнительного образования.

— Мы видим будущее за смешанными, гибридными моделями получения школьниками общего образования, при которых школа становится агрегатором разнообразных услуг, которые предоставляются на многочисленных площадках города. Такие модели требуют нормативно-финансовой проработки. Но уже сегодня в рамках форума мы реализуем модельные события: "Метапредметная олимпиада", "Театральные мастерские", фестиваль "Шахматы для всех", "Чемпионат по футболу для дошкольников", которые показывают, что городская среда может быть образовательной, — завершил выступление Сергей Надсадин.

Гость образовательного форума, научный руководитель института проблем образовательной политики "Эврика" Александр Адамский отметил, что за год, с момента проведения прошлого форума, заметен прогресс. По его мнению, о прорывных вещах в Южно-Сахалинске уже говорят не как о чем-то фантастическом, а вполне обыденным тоном и это вселяет надежду на дальнейшее развитие.

Источник