Судно из Владивостока с ноября саботирует доставку грузов на Итуруп
Жители острова Итуруп на Курилах пожаловались на судно, которое не доставило заказанные еще в ноябре продукты из Владивостока. Сухогруз "Проспер" почти полтора месяца шел до Курильска и, недовыгрузив товар, вернулся обратно. Сейчас он стоит на рейде с грузом на сумму около 70 млн рублей.
Судно "Проспер" было зафрахтовано ООО "Мульти-Фрахт" для перевозки генеральных грузов по линии Владивосток — Корсаков — Курильск (Итуруп). Итуруп — это единственный остров, где льды встают до апреля. Здесь живут около 6000 человек.
— Часто прилавки оставались на зиму пустыми, — рассказывает жительница Курильска Людмила. — Крупы и консервы, вот весь ассортимент. Недостаточно судов в осенний период. Заранее, впрок, продовольствие не завозилось по причине срока годности на продукты. Осенью здесь сильные шторма. С сентября месяца судам приходится быть наготове и проходить в промежутки, когда ветер разворачивается в другом направлении. Суда успевают проскочить в образовавшееся "окно" и разгрузить контейнеры. Иногда приходится ожидать неделями.
Два года подряд Итуруп снабжался на зиму продовольствием в достаточном количестве. Компания "Мульти-Фрахт" из Владивостока организовала и зарегистрировала линию Владивосток — Корсаков — Курильск, собирала грузы и занималась доставкой продовольствия для Итурупа. В прошлом году, 28 ноября, тоже был собран груз для поставки в порты Курильска и Корсакова. На борту было все — от продуктов для новогоднего стола до автомобилей. Груз приняло судно "Проспер".
— "Проспер" не спешил выполнить рейс по доставке. Сначала в Корсакове 1 декабря у него сломался кран, и 20-футовый контейнер рухнул на пирс при выгрузке. Судно пришлось перешвартовывать к другому причалу, где производили в дальнейшем выгрузку. Контейнеры, оставшиеся на пирсе из Корсакова для Курильска, загружены не были и их оставили на хранение в порту. Судно вернулось во Владивосток для ремонта крана. Рейс на Курильск с грузом обычных граждан и коммерческий груз, продовольствие, был пропущен из-за поломки крана, — рассказывает Людмила.
Дальше, по словам женщины, история развивалась странно. При выходе из Владивостока 14 декабря капитан принял решение не идти на Курилы, поскольку море было неспокойно. Судно встало штормовать в бухте Джигит. Затем "Проспер" добрался до Корсакова, приняло там груз и снова не дошло до Курильска из-за шторма. 27 декабря сухогруз отправился в залив Анива, откуда экипаж сообщил о поломке якорного устройства.
5 января "Проспер" все же пришел на Итуруп и встал на выгрузку. Но, не завершив операцию, покинул порт, оставив часть контейнеров на борту, а часть — на причале. Поднялся ветер, и капитан решил идти штормовать в Корсаков, до которого 18 часов ходу при том, что в 8 часах пути от Итурупа есть остров Шикотан с закрытой бухтой. Обычно, как говорят местные жители, суда пережидают шторм там.
9 января погода улучшилась, и капитану предложили вернуться на выгрузку, но он отказался и отправился во Владивосток, где и стоит до сих пор на рейде — с чужим грузом на борту.
— Мы оперировали этим судном, было все нормально, — объяснили в компании "Мульти-Фрахт". — Но с ноября пошли задержки рейсов, капитан отказывался идти — шторма, волна. Другие суда тем не менее проходили, выгружались. У судовладельца есть служба безопасности, которая отдает распоряжение капитану. Они ему сказали не идти никуда, он и не идет. 5 января он уже зашел в порт и стоял под выгрузкой, но служба ему приказала уходить, штормовать. Часть контейнеров они бросили, 12 осталось на борту. К 11-му числу погода наладилась, уговаривали зайти в порт и довыгрузить. Он отказался и ушел во Владивосток, якобы у него кончилось топливо. Предложили тогда осуществить перегрузку во Владивостоке на другие суда. Два дня ждали там причал, капитан нам звонил и спрашивал — ну когда, когда. А как только причал освободился, были заказаны буксиры и лоцман, он снова отказался. Встал на рейде и находится там до сих пор.
В каждом оставшемся на борту контейнере лежат грузы 20-30 собственников. По оценкам фрахтователя, груза на борту примерно на 70 млн рублей. Судовладелец заявил оператору об убытках и простое, оценив их в 10 млн рублей. По словам оператора судна и жителей Курил, им звонили и пугали, что груз их продадут самостоятельно во Владивостоке.
— Мы предлагали судовладельцам удержать груз на стоимость своих претензий, но не весь целиком. Неделю назад это было 10 млн рублей, а сколько сейчас — не знаем. Они считают, что судно все еще работает", — сказал оператор "Мульти-Фрахт".
Официально судовладельцем является ООО "Танира" — эта же компания осуществляет пассажирские перевозки во Владивостоке. В "Мульти-Фрахте" объяснили, что пытались написать претензию сперва владельцу, но там их перенаправили к ООО "Моана". Связаться с обеими организациями по телефонам, указанным в открытых источниках, не удалось. Известно только, что ранее это была одна компания с регистрацией в Артеме. Теперь "Танира" зарегистрирована во Владивостоке.
— Мы направляли претензии во все компании, — говорит Людмила. — Почтой, официально. Но сотрудники судовладельцев туда не ходят и письма не забирают. Что нам теперь делать, мы не знаем. На борту не просто груз, там продукты скоропортящиеся. Под этот закуп местные предприниматели брали кредиты. Считаем, что это вредительство и саботаж, обычное зарабатывание денег. Раньше в зиму меняли капитана на "Проспере", прекрасный был капитан, даже через льды проходил, ему от города благодарность объявляли и награждали. Но в этот раз его по какой-то причине не стали ставить на рейс.
По данным портовых служб, за эти месяцы более десятка судов дошли до Итурупа и успешно провели все свои операции. В "Мульти-Фрахте" считают, что спор хозяйствующих субъектов должен решаться в суде, но не при помощи удержания грузов. Пока компания ждет положенного срока, чтобы судовладелец удовлетворил претензии в досудебном порядке, затем начнётся судебное разбирательство, сообщает портал VL.ru.
Как прокомментировал для ИА Sakh.com мэр Курильского района Вадим Рокотов, вышеизложенная история верна. Предприниматели пострадали, все это правда. Но с продуктами на острове все в порядке. Льда еще нет, другие суда возят грузы исправно.