Тянет, но трясет: Sakh.com протестировал новый южно-сахалинский электросамокатопрокат

Южно-Сахалинск все ближе к счастливому электросамокатному будущему — в областном центре готовятся к запуску сервиса умного проката этих транспортных средств. Его должны открыть для широкой публики уже в ближайшие выходные, и сейчас ответственные за проект подразделения мэрии заняты тестированием техники и городских улиц, на которых предстоит существовать электротранспорту.

Корреспондент ИА Sakh.com вместе с сотрудниками администрации побывал на одной из таких проверок и даже накатал около полукилометра на экзотичном двухколесном средстве передвижения.

По асфальту у школы олимпийского резерва по греко-римской борьбе и брусчатке на улице Горького самокат на электротяге катится с едва слышным гулом. Транспортное средство на ровном участке способно разогнаться до 24 километров в час, а с горочки его приходится даже притормаживать одним из двух способов — нажимая ногой на заднее крыло (как на обычном самокате) или рукой на ручку на руле слева. А вот в горочку динамика транспортного средства уже серьезно зависит от веса водителя и включенного режима движения — их здесь три, от обычного (без индикации) до суперспортивного (красная S на экранчике).

Мы с ним взбирались на небольшой подъемчик от Горького до мемориального комплекса на площади Победы со скоростью всего 14 километров в час. В определенные моменты хотелось даже оттолкнуться ногой. Кстати, движение на самокате тоже нужно начинать с легкого толчка — сдвинуть 15-килограммовую машинку и взгромоздившегося на нее человека с места электромотор самостоятельно не спешит.

При этом управление машинкой особых проблем и вопросов не вызывает — есть ручка газа, есть тормоз, держи равновесие да катись. При этом в первые минуты транспорт ощущается непривычно и с каким-то иррациональным опасением — ощущение, как будто катишься на обычном самокате с бесконечной горки и не знаешь, когда она перейдет в ровную поверхность. Определенной сноровки требует и обращение органами управления — слишком резкое нажатие на тормоз может отправить человека на самокате в кувырок через руль, а если переборщить с газом — устройство может вылететь из-под ездока. Но уже через пять минут неприятные ощущение сходят на нет, и остается только маневрировать маленьким и чутким рулем — держаться за него лучше обоими руками, иначе есть риск отправиться в незапланированный полет на землю.

— Для того, чтобы взять самокат, нужно пройти процедуру регистрации и проверку банковской карты, она подробно расписана и показана как в приложении, так и на зарядных станциях. После этого открывается замок, освобождается самокат, можно ехать. С этого момента стартует аренда. Самокат не обязательно оставлять на том же месте, где он был взят — подойдет любая свободная стойка. Найти их можно с помощью приложения, которое в постоянном режиме мониторит количество техники, заряд станций и транспорта. Место, как и самокат, кстати, можно забронировать, чтобы никто не перехватил его до вас, — объяснил замдиректора департамента по делам молодежи, спорту и туризму Александр Янкин. — После того, как время истекло, самокат нужно поставить на станцию и закрыть замок вручную. После этого аренда устройства прекращается, а со счета перестают списываться средства.

Основная претензия, которая непременно возникнет у любого пассажира электросамоката — практически полное отсутствие каких-то амортизационных свойств у подвески. Маленькие пластиковые колесики и жесткое их крепление к корпусу заставляет локти и спину подробно ощущать любые дорожные неровности — вплоть до стыков неровно подогнанных камней брусчатки. Еще острее, как семь ударов палкой по пяткам, воспринимается преодоление так называемой тактильной плитки — покрытия с глубокими выемками, облегчающими ориентирование для слабовидящих пешеходов. Подобная плитка сегодня уложена на новых улицах и используется при реконструкции старых.

Непросто преодолевать с самокатом и многочисленные искусственные неровности городской среды — бордюры, лестницы. Прыгать страшно, перетаскивать… не то чтобы тяжело, но как-то нелогично. Таскать 15-килограммовый самокат, на котором надо бы катить без преград и ограничений, за который к тому же платишь по 150 рублей в час — достаточно странный метод перемещения.

На одном заряде двухколесный транспорт в состоянии работать приблизительно три часа, за это время на нем можно проехать около 40 километров. Цифры предельно примерные — ресурс батареи зависит от манеры езды, рельефа и веса пилота. Заряжается транспорт на специальных станциях, которых в городе установлено 10.

Именно со снятия самоката с парковки стартует аренда, завершается она после установки самоката на место. Отсюда проблема — если транспорт сел в поле или все места на парковке заняты, самокат превращается в чемодан без ручки. Бросить его где придется нельзя по условиям аренды, а ждать или тащить на себе — то еще удовольствие. Кризис парковки "электричек" может превратиться, кстати, в каждодневную проблему — например, если на новом транспорте люди дружно устремятся в парк вечером. Припарковать негде, аренду закрыть никак.

Немаловажный вопрос — противодействие вандалам. Зарядные станции выполнены из прочного металла, сами самокаты снабжены системами позиционирования и удаленной блокировки. Именно поэтому, уверены инициаторы создания этого сервиса в Южно-Сахалинске, нет никакого смысла воровать технику — положение каждого самоката отслеживается оператором, пользоваться в нарушение условий аренды им не получится, только если тащить на себе в ожидании визита полицейских.

— Ножки гудят. А если серьезно — развитие микромобильности всегда полезно для города. Это решение проблемы пробок и повышение активности горожан. Есть вопросы к законодательному регулированию этого процесса, к инфраструктуре, нужно работать. Например, нужны асфальтовые дорожки специальные, которые подходят для таких утилитарных самокатов, как эти. В этом направлении также придется работать, в том числе когда будут решаться вопросы развития улично-дорожной сети, — делится участник теста, руководитель АНО "Наш город" и один из ответственных за урбанистику в городе Василий Вишневский.

В департаменте по делам молодежи, спорту и туризму рассказывают, что все эти вопросы будут решать в рабочем порядке — именно для этого сервис запускают нынешней осенью. За два месяца работы специалисты сумеют набрать некую статистику, запланировать работы на городской транспортной инфраструктуре. Именно для этого сегодня сотрудники мэрии отправились в инспекционный объезд города — от "Кристалла" до улицы Больничной и оттуда на север, для формирования "туристического маршрута" через весь город.

Уже по итогам первой тестовой поездки сотрудников мэрии по городу принято решение о корректировке схемы расположения зарядных станций. Вероятно, корректировка и дополнения этой схемы еще будут происходить — благо зарядные станции в Южно-Сахалинске (это общая практика для России) не подключены к централизованному электроснабжению и питаются исключительно от аккумуляторов.

В мэрии Южно-Сахалинска ситуацию комментируют следующим образом.

"Подрядчик, занимающийся установкой базовых зарядных станций, самостоятельно определил места их размещения в городской черте с учетом предполагаемой востребованности маршрутов. Установки автономные, поэтому их монтаж и демонтаж не требует усилий. Расположение объекта можно изменить в зависимости от предпочтений и самое главное — с учетом безопасности жителей.

Проведенное тестирование подтвердило, что пока ситуация в городе не позволяет говорить о наличии связанных маршрутов на территории всего Южно-Сахалинска. Например, на некоторых участках у магазинов из-за парковок отсутствуют широкие тротуары. Дискомфорт при передвижении на самокате может создавать тротуарная плитка.

По результатам обследования первоначальная схема расстановки станций с электросамокатами будет скорректирована. Четыре станции установят на входах в городской парк. Уже на этой неделе жители и гости Южно-Сахалинска смогут не только пройтись, но и прокатиться по его уютной территории. Специалисты напоминают: управлять самокатом можно с 16 лет. Важно помнить не только о собственной безопасности и использовать экипировку (шлем, налокотники, наколенники), но и о безопасности других людей. Это особенно актуально в парке — одном из излюбленных мест массового отдыха в областном центре.

Еще одна станция для зарядки самокатов будет работать на площади Ленина. Сеть тенистых аллей и прохлада фонтанов сделают прогулку максимально приятной. Однако не стоит забывать об интенсивном движении по периметру площади и в обязательном порядке соблюдать правила безопасности.

Также станции будут ждать любителей альтернативных средств передвижения у ТЦ "Плаза" и "Янтарь", у спортивного комплекса "Кристалл", на перекрестках улиц Горького — Больничная и проспектов Мира — Победы.

Директор АНО "Наш город" Василий Вишневский подчеркнул, что пока работа всех станций будут вестись в тестовом режиме. Параллельно начнется работа по изучению спроса населения разных микрорайонов на такой вид услуг, как прокат электросамокатов. Данные будут использоваться при благоустройстве городской территории для обеспечения связанности маршрутов".

Источник