В областной думе пока не знают, как отделаться от укладки асфальта на снег

Депутаты Сахалинской областной думы, чиновники ПСО и мэры обсудили проблемы неисполнения муниципалитетами планов по расходованию бюджетных средств, "сваливание" исполнения контрактов в четвертый квартал и влияние аврального освоения денег и завершения объектов на качество последних.

Разговор получился длинным и эмоциональным, но готового решения выработать так и не сумели. Главы на местах (их гласом на заседании выступил Андрей Красковский из Макарова) сетовали на проблемы с кадрами (специалистов, говорят, буквально негде взять), позднее получение финансов, отсутствие организационной помощи и тесной поддержки из областного центра, а также сложности с формированием самостоятельных планов и программ развития. Областные чиновники в ответ советовали работать, а не ждать милости и разыгрывать полученное вовремя.

Но, кажется, депутаты все-таки задумались о неких бюджетных революциях в отношениях центра и местных властей — задача минимум состоит хотя бы в налаживании конструктивного диалога. Как оказалось, проблема есть и с этим.

Начало разговора области и мэров вполне тянуло на старт карательной операции — глава комитета по бюджету Наталья Захарчук озвучила отстающих в освоении бюджетных средств. Их набралось достаточно много — по итогам девяти месяцев и трети выделенного из казны не сумели пустить в дело в Долинске, Макарове, Александровске-Сахалинском, Холмске, Охе, Ногликах.

— Чем занимались в этих районах в течение 9 месяцев? — начала председатель грозно.

Особенно плохо все было с программой создания комфортной городской среды, которую курирует минЖКХ. Она, в принципе, была готова приблизительно на 13%, а в отдельных муниципалитетах, по данным на октябрь, вообще укладывалась чуть ли не в статистическую погрешность. Добавило негодования отдельным народным избранникам то, что муниципалитеты с низкими показателями освоения еще и требуют (и получают) дополнительные финансы и ресурсы. В списке подобных районов оказались Томари с Макаровым, за что тут же пришлось давать ответ их руководству.

— Достаточно серьезные осложнения с кадрами, поэтому на подготовку документов уходит больше временем, — начал с сетований на низкую квалификацию подчиненных Александр Кобелев из города на западном побережье. При этом, заметил он, сейчас район подтянулся и уже освоил около 70% полученного от области. К 15 декабря вопрос с расходованием средств областной казны обещают решить окончательно.

Еще одна серьезная проблема, добавил он кусочек пазла к мозаике комитета, — несогласованность и несвязанность различных проектов, за которые отвечают разные министерства. Например в Ильинском, вспомнил он, в рамках программ минтранса делали дорогу, а минЖКХ занимался коммуникациями под ней. Все все делали правильно, но в итоге документы вступили в конфликт, а над свежим асфальтом где-то на метр выступили не менее новые колодцы.

— Подрядчик делает колодцы, как положено, по документам, а на дороге вырос "гриб". Кто будет исправлять? Подрядчик говорит, что у него все прошло госэкспертизу, проект нормальный. Получается, что все правы, а проблемы возникают, и их решать приходится, — поделился глава Томари.

Похожая история, вспомнили депутаты, часто складывается со строительством жилья — за дома отвечает минстрой, коммуникации тянет минЖКХ, участок ищет мэрия. Иногда подобное триединство выливается в классических лебедя, рака и щуку.

Свои миллионы проблем добавил к кадрам и ответственности Андрей Красковский — мэр Макарова вообще был на этом комитете небывало красноречив. Он рассказал, что проблема кроется значительно глубже — в самих принципах выделения финансирования и решениях о приоритетных направлениях. По мнению Красковского, главные распорядители бюджетных средств (ГРБС, министерства и ведомства) не учитывают специфику каждого района, не всегда смотрят на первоочередные потребности.

— От мэра процентов на 30 зависит, что будет в районе строиться, а что нет. Программы несут и согласуют ГРБС областные. Нам говорят — "вы должны проект разработать". Мы разрабатываем, защищаем, а происходят какие-то передвижки и все. Все это переходит из года в год, мы должны все это корректировать, тратить деньги. Я вот сейчас не знаю, построят у нас дом культуры или нет, — посетовал Красковский.

Он также поделился опасениями по поводу поздних поступлений финансовых ресурсов от области — если в марте реально правильно оформить и разыграть десяток миллионов, например, на дворы, то в августе сделать это достаточно проблематично. Не всегда к тому же деньги приходят на то, на что нужно — могут накинуть на инженерную инфраструктуру в то время, как есть потребность в ремонте фасадов. И отказаться неудобно — поставят на вид, а в следующем году не предложат.

— Нужно вовремя разыгрывать контракты, нужно вовремя организовывать работы. У всех есть проблемы. Раньше жаловались, что денег не хватает, теперь их в два раза больше. Но ничего не меняется, — категорично высказала позицию минфина его глава Анна Харченко. Она добавила, что лимиты доводятся вовремя, а в следующем году бюджет вовсе перейдет от "общей строчки" по какому-то комплексу проблем к конкретной росписи всех субсидий и поступлений — особенно об этом попросили в минЖКХ, у которого сегодня есть кое-какие проблемы с распределением средств вовремя и в полном объеме.

Каким бы ни было мнение минфина, брошенные Андреем Красковским семена сомнений нашли в мыслях депутатов плодородную почву. Один за другим народные избранники осторожно высказывались о необходимости перемен, о важности налаживания диалога и взаимодействия. И призывали в конце концов не спускать всех псов на местную власть.

— Главная проблема, что министров много, и все новые, не знают сел. Вот когда они начнут работать, тогда и будет движение, — высказался Юрий Выголов.

— Надо изменить что-то кардинально. Иначе мы год за годом будем выяснять, почему бюджет исполняется в октябре-ноябре, — обратился лично к Анне Харченко и заочно к председателю правительства Алексею Белику и губернатору Валерию Лимаренко Виталий Гомилевский.

— Общая проблема всех мэров — деньги приходят поздно. Они вроде как нужны, но как их осваивать? Нет кадров, чтобы определенные вещи разыгрывать быстро и качественно. Давайте госдолг больше сделаем на миллиард и будем давать деньги авансом, а не в августе им закидывать. Ведь никто не хочет искать виноватых, мы пытаемся сделать так, чтобы асфальт не клали на снег. Им тоже надо все освоить — за неосвоение вы их хлестаете сильнее, чем за плохое освоение, — добавил Александр Болотников.

Свое видение выхода из ситуации предложил и Андрей Красковский — он предложил вернуться к системе, которая действовала приблизительно в 2008-2010-х. С деньгами тогда было труднее, бюджеты верстались ежегодно (а не как сейчас — на трехлетку), зато у местных властей были понятные и конкретные документы развития — небольшие пообъектовые планы с разбивкой на года, которые утверждал своей подписью губернатор.

— Защитили перед ГРБС мероприятия, чтобы понимать, что и когда назревает. Они все это собрали, посчитали. Вываливаемся за бюджет — тогда можно было бы понимать и пересматривать конкретно по каждому району. Тогда будут конкретное понимание, конкретные планы, — заметил Красковский. Дополнительный плюс этой схемы — понять шестистраничный перечень под силу кому угодно. Разобраться в объемных программах, куда увязано множество объектов и направлений, значительно сложнее. А вспоминая претензии мэров к подчиненным — трудно вдвойне.

Идею стремительно поддержал Игорь Осипенко — надо переходить на планирование и координацию на местах. В конце концов, именно жители и руководство понимают, что для района лучше.

В общем, решили, что делать что-то надо, но пока не совсем понятно, что — квалифицированные кадры из воздуха не возьмутся, а менять ключевые бюджетные принципы с ходу никто бы не решился. Но первый камень со склона скатился — и пока неясно, пойдет ли следом за ним лавина перемен. В любом случае, поднятая Красковским проблема достаточно серьезна и важна. Сегодня законодательство России делегирует на места множество полномочий — от строительства объектов до организации работы детских садов. При этом в большинстве случаев никакой самостоятельности у формально чуть ли не независимого местного самоуправления нет — бюджеты большинства районов более чем наполовину зависят от денег, поступающих из области. А решение об их расходовании, сроках, приоритетах и целевых назначениях, как ни крути, принимаются в ПСО — и там же в случае чего достаточно быстро пересматриваются.

Похожий фокус, кстати, в этом году провернула с областью Федерация — из-за проблем со своевременным выделением средств региону пришлось пойти на перераспределение части внутренних резервов. А это — огромное количество бумаг, передвижек, правок. Историю с выгребанием уставных капиталов "Ипотечного агентства" и "Корпорации развития" в ходе заседании комитета вспомнил Игорь Осипенко. Анна Харченко развернуто комментировать ее не стала, но признала, что ничего хорошего в подобном нет и что проекты в области в связи с этим, пусть не глобально, но задержались. У области было откуда брать дополнительные ресурсы. У районов такой роскоши нет.

В финале продолжительного обсуждения вопросов, когда спертый и тяжелый воздух зала заседаний уже начал бить в голову, Александр Болотников под одобрительные смешки зала попросил руководство минфина не отыгрываться на Макарове из-за активности его мэра.

— Главный принцип финансистов — принцип справедливости, — улыбнулась Анна Харченко.

— Да что вы говорите, Анна Анатольевна, я вас обнимаю, — под облегченные смешки аудитории закончил сложный разговор Александр Болотников. Но все-таки пообещал проверить слова министра во время предстоящих слушаний бюджета.

Источник